Пожарная защита — комплекс организационных мероприятий и технических средств, направленных на предотвращение воздействия на людей факторов пожара и ограничение материального ущерба от огня государственной и общественной собственности, а также личного имущества граждан. Кроме того, пожарная защита включает мероприятия но устранению причин пожаров, ограничению распространения огня, обеспечению эвакуации людей и имущества из горящего помещения, быстрому развёртыванию тактичные действия пожарных команд при тушении возникшего пожара. Осуществление мер борьбы с пожарами возложено на органы гос. пожарного надзора, пожарные подразделения, руководителей предприятий и т. д.
Пожарная безопасность обеспечивается обоснованными организационными и техническими мероприятиями, направленными на предотвращение возникновения пожаров, а также обнаружение и тушение возникших пожаров. Мероприятия пожарной защиты основываются на изучении процессов горения веществ, исследовании причин возникновения пожаров. Пожарная защита складывается из контроля со стороны соответствующих подразделений (см. Пожарная охрана) за соблюдением мер по предупреждению пожаров, противопожарной профилактики, закладываемой при проектировании, и технических средств обнаружения, сигнализации и тушения пожаров.
По степени пожарной опасности все виды производств подразделяются на шесть категорий. К категориям А и Б относятся взрыво-пожароопасные производств, процессы, к категориям В, Г, Д — пожароопасные, к категории Е — взрывоопасные. Такая классификация позволяет наметить общие требования пожарной защиты для каждой категории производства в области строит, проектирования вентиляционных и отопит. систем, электрическое установок и т. д. При анализе взрыво-пожароопасности технологического процесса производства используются: технол. схема и регламенты процесса, данные о пожароопасных свойствах обращающихся в производстве веществ, материалы служебных расследований о причинах аварий, взрывов, пожаров и загораний на производств, участках с аналогичной технологией
Требования пожарной защиты закладываются при проектировании объектов железнодорожного транспорта, в т. ч. сооружений и подвижного состава. Большинство железнодорожных объектов располагается на станциях, узлах и действует в условиях интенсивного движения поездов. Поэтому на стадии проектирования должны чётко осуществляться такие меры пожарной профилактики, как точное определение категории пожарной опасности и требуемого предела огнестойкости производств, и технического зданий, правильное их зонирование на территории предприятия, установление противопожарных зон и разрывов, устройство противопожарных преград и эвакуац. путей на случай пожара. При проектировании определяются противопожарные требования к системам отопления, вентиляции, освещения и канализации.
К основные явлениям, характерным для пожара, относятся: хим. взаимодействие горючего вещества с кислородом воздуха, выделение большого кол-ва теплоты и интенсивный газовый обмен продуктов сгорания. Пожар, потушенный в самой начальной стадии развития, наз. загоранием. Безубыточные загорания составляют около 25% от общего числа пожаров. Крупные пожары, возникающие в местах концентрации материальных ценностей (базы, склады, магазины), составляют лишь несколько процентов, однако приносят значительный материальный ущерб. Пожарная опасность горючих веществ характеризуется температурой вспышки (быстрое сгорание горючей смеси, не сопровождающееся образованием сжатых газов) и воспламенения (возгорание, сопровождающееся появлением пламени). Температура вспышки — самая низкая (в условиях специальных испытаний) температура горючего вещества, при которой над его поверхностью образуются пары и газы, способные вспыхивать в воздухе от источника зажигания, но скорость их образования ещё недостаточна для последующего горения. Температура воспламенения — температура горючего вещества, при которой оно выделяет горючие пары и газы с такой скоростью, что после их воспламенения от источника зажигания возникает устойчивое горение.
На железнодорожном транспорте основные причинами пожаров являются: неосторожное обращение с огнём, несоблюдение правил эксплуатации производственного оборудования, самовозгорание веществ и материалов, искры от работы механизмов локомотивов, печей вагонов-теплушек, котлов отопления пассажирских вагонов, а также технического неисправности. На эту группу причин приходится более 60% всех пожаров. Наибольшее число пожаров возникает на подвижном составе (примерно 80% от общего числа), что вызывает необходимость применения эффективных мероприятий по предупреждению пожаров в грузовых и пасс, вагонах, а также на локомотивах.
Так, для обеспечения пожарной безопасности грузового подвижного состава важное значение имеет пост, контроль за качеством подготовки вагонов к перевозкам грузов, особенно пожароопасных, а также за выполнением грузоотправителями требований соответствующих нормативных документов. Тщательного осмотра и приёмки в поездах требуют вагоны, загруженные особо опасными и легковоспламеняющимися грузами. В пассажирском подвижном составе проверяют исправность отопит, устройств, осветит, приборов и состояние электропроводки. Особое внимание обращают на состояние междувагонных электросоединений, осевого шкива, подвески генератора, наличие и исправность предохранит, устройств. На локомотивах, дизельных поездах и электропоездах следят за исправным состоянием электрическое сетей и электрооборудования. Особой осторожности требуют аккумуляторные помещения тепловозов, электровозов и электропоездов, в которых не допускается применение открытого огня. Перед отправлением в рейс локомотивная и поездная бригады тщательно проверяют наличие и исправность противопожарного оборудования и др. средств защиты, установленных противопожарными нормами.
Прекращение горения при пожарах достигается воздействием на поверхность горящих материалов охлаждающими огнетушащими средствами: разбавлением горящих веществ или воздуха, поступающего в зону горения, негорючими парами или газами; созданием между зоной горения и горючим материалом изолирующего слоя из огнетушащих средств. В качестве средств тушения пожаров используют воду, хим. или воздушно-механическая пену, инертные газы и пары, песок или землю, различных плотные и пожаростойкие ткани и т. д. Твёрдые, жидкие и газообразные горючие вещества тушат водой, используя её как в компактном, так и в распылённом состоянии. Подача огнетушащих средств в очаг пожара производится технических средствами пожарной техники, предназначенными для спасения людей, защиты материальных ценностей и природных богатств от пожара. Для тушения пожаров на железных дорогах используют пожарную технику, размещаемую на пожарных поездах и пожарных автомобилях. Пожарный автомобиль состоит на вооружении пожарных команд и предназначен для доставки к месту пожара огнетущащих средств и боевого расчёта. Пожарные автомобили выпускаются на базе серийных шасси и в зависимости от условий эксплуатации могут монтироваться на шасси повышенной проходимости, а также на шасси, выполненных в северном или тропическом исполнении. Привод вспомогательных агрегатов (гидрооборудования, компрессорных установок и т. п.) осуществляется от двигателя автомобиля. Все пожарные автомобили с целью выделения их из транспортного потока окрашивают в красный цвет (или красный и белый), оборудуют проблесковыми маяками синего света, а также звуковым сигналом.
К пожарной технике относятся также стационарные установки пожаротушения, огнетушители, пожарные гидранты и др. пожарное оборудование для подачи огнетушащих средств к месту пожара, а также пожарная сигнализация. Сигнальная аппаратура состоит из извещателей, подающих (автоматически или ручным включением) сигнал о  пожаре, приёмной получающей сигнал о пожаре от извещателей, и сети, соединяющей приёмную станцию с извещателями. Автоматические пожарные извещатели в зависимости от импульса срабатывания подразделяют на тепловые, дымовые, световые, комбинированные и ультразвуковые. Извещатели могут входить в состав охранной сигнализации; в этом случае сигнализация наз. охранно-пожарной. Для извещения о пожаре на железнодорожном транспорте может быть использована любая связь, в т. ч. сигналы локомотивов — один длинный и два коротких. Используется также селекторная или станционная связь. К первичным средствам пожаротушения относятся огнетушители, транспортируемые к месту тушения пожара и приводимые в действие ручным способом. Огнетушитель представляет собой цилиндрический сосуд (например, вместимость пенного хим. огнетушителя ОХП-10 составляет 8,7 л) с запорно- пусковым устройством и насадкой для формирования струи огнетушащего средства. Вытеснение огнетушащего средства из цилиндрич. сосуда осуществляется обычно избыточным давлением, создающимся в сосуде. В зависимости от огнетушащего средства огнетушители подразделяют на пенные, газовые, жидкостные и порошковые. Электровозы, тепловозы, дизель- поезда, пассажирские вагоны оборудуют пожарной сигнализацией и установками газового или воздушно-пенного пожаротушения. Ряд магистральных тепловозов оборудован воздушно-пенными огнетушителями высокократной пены (кратность пены 55, дальность полёта пены 4,5 м). В процессе эксплуатации (начиная с момента зарядки) огнетушители подвергаются проверке на прочность сосуда и работоспособность. Периодичность и порядок проверки определяются технического условиями.
За рубежом одно из ведущих мест в производстве средств защиты от пожаров занимает Германия. Многолетний опыт в конструировании и производстве пожарных автомобилей, мотопомп имеют заводы «Метц» (Metz) и «Могерус» (Mogerus). В Великобритании пожарную технику выпускают заводы «Ангус» (Angus), «Деннис» (Dennis) и «Симон» (Simon). Известные фирмы, производящие автоматическими сигнальные установки и устройства для тушения пожаров, находятся в США — «Симплекс» (Simplex) и Швейцарии — «Церберус» (Zerberas).