Главная >> Инфо >> Паровозные колонны особого резерва НКПС

Паровозные колонны особого резерва НКПС

Паровозные колонны особого резерва НКПС — специальные формирования НКПС, созданные для эксплуатации паровозов в период Великой Отечественной войны, главным образом на прифронтовых и фронтовых железнодорожных линиях.
Каждую П. к. входило 15—30 паровозов, которые составляли мобильный резерв локомотивов, способных работать в отрыве от депо приписки. В состав основные П. к. (30 паровозов) входили также размещённые в вагонах подвижные ремонтные мастерские, вагоны для бытового обслуживания. П. к., которую возглавляли начальник и комиссар (зам. но политчасти), состояла из рот (по 5 паровозов в каждой) во главе с машинистами-инструкторами. Паровоз закреплялся за комплексной бригадой (взводом из 13 чел.), состоявшей из двух локомотивных, двух кондукторских бригад, двух поездных вагонных мастеров и одного проводника во главе со старшим машинистом. К паровозу прицеплялся вагой для отдыха неработающей смены. Обычно все члены бригады владели несколько специальностями, что способствовало применению метода обслуживания паровозов своими силами, без привлечения ремонтников, предложенного машинистом Н. А. Луниным. При длительной, остановке поезда бригада самостоятельно производила осмотр и необходимый ремонт паровоза, что увеличивало его пробег без деповского ремонта.
Первые П. к. были созданы осенью 1941 на Московском ж.-д. узле в ходе Битвы под Москвой. Значительное число П. к. было сформировано по постановлению Госкомитета Обороны от 7 сент. 1942. Организация П. к. явилась новой формой эксплуатации локомотивов, обеспечившей высокую манёвренность, оперативность, возможность сосредоточения перевозочных средств в районах массовых воинских перевозок, способность успешно работать в отрыве от депо и от ремонтных баз на больших полигонах. П. к. обеспечили огромные по масштабу и значению воинские перевозки в условиях относительно слабо развитой железнодорожной сети, находившейся под массированным воздействием вражеской артиллерии и авиации во время Сталинградской битвы, где одновременно работало более 500 паровозов, в районе боевых действий под Курском (более 600 паровозов), по «Дороге Победы» в осаждённый Ленинград.
За годы войны было сформировано 106 П. к. с парком 2280 паровозов. Численность их личного состава была более 30 тыс. чел. За боевые заслуги в обеспечении перевозок для фронта 22 из них 5 нояб. 1943 было присвоено звание Героя Социалистич. Труда, многие награждены орденами и медалями СССР.

 
« Параллельный роспуск   Паровозы-памятники »
железные дороги