ОСГ

Оптимальная схема грузопотоков (ОСГ) — схема межстанционных корреспонденции оптимального плава перевозок груза по железнодорожной сети. Для получения оптимальных плава перевозок конкретного груза в ОСГ применяется матричное решение транспортной задачи линейного программирования, когда фиксируется один из альтернативных вариантов возможных корреспонденций такого плана. При решении трансп. задачи в сетевой форме имеется возможность фиксировать все альтернативные корреспонденции груза, вытекающие из разных подвидов оптимальных плана и имеющие равную оценку по критерию оптимальности, на основе которого производился расчёт (см. Оптимизация перевозок).
ОСГ, применяемые при планировании, наз. схемами нормальных направлений грузопотоков. При их разработке и практическом использовании исходная информация о погрузке и выгрузке груза по станциям может объединяться в более крупные расчётные единицы (например, для несколько станций, расположенных в узле, на ж.-д. участке или на тупиковом разветвлённом полигоне). Такое объединение постанционной информации производится по определенные правилам, чтобы не допустить существ, погрешностей при расчётах, которые выполняются в сетевой форме на ЭВМ. На железнодорожный транспорте ОСГ получили широкое практическое применение из-за обширной и разнообразной по сравнению с др. видами транспорта плановой и отчётной информации по грузовым перевозкам, позволяющей использовать в расчётах дифференцир. по территориям данные о погрузке и выгрузке груза. Разработка ОСГ для каждого вида транспорта на основании информации о грузовых перевозках по важнейшим грузам в масштабе страны обеспечивает оптимизацию грузовых перевозок. ОСГ позволяют контролировать рациональность транспортно-экономических связей в грузопотоков на железнодорожный транспорте, содержащихся в развёрнутых месячных планах грузовых перевозок. ОСГ также используются на более ранней стадии планирования при разработке планов материально-технического снабжения и сбыта различных продукции. В кон. 1991 на отечественных железных дорог практически применялось около 340 общесетевых ОСГ по всем важнейшим грузам, охватывающим примерно 80% отправления и 75% грузооборота. Разработаны также и внутридорожные ОСГ (в частности, на Октябрьской железной дороги применялось 28 таких схем для планирования и контроля перевозок грузов в местном сообщении). К внутридорожным схемам предъявляется требование иепротиворечивости их общесетевым, сопоставление с которыми позволяет выявить нерациональные перевозки.
Оптимальные транспортно-экономических связи рассчитываются при разработке ОСГ для усреднённых в рассматриваемый период ресурсов продукции и спроса на неё, т. е. не учитывается неравномерность перевозок во времени, вызываемая сезонностью производства и потребления отд. видом продукции, влиянием случайных факторов на трансп. процессы, которые увеличиваются в условиях рыночных отношений и должны учитываться при формировании ОСГ. Усиление влияния случайных факторов в определенные периоды на размеры спроса на продукцию (выгрузку на станции, обслуживающей предприятие-потребитель данной продукции) связано с переходом на рыночные отношения, усилением хоз. самостоятельности предприятий, предоставлением права потребителям выбора поставщиков сырья, материалов, комплектующих изделии и т. п. с учётом их качества, права расторгать договора на поставку продукции при нарушении условий поставки. В связи с этим применяемая методология разработан ОСГ не адекватно отражает экономических взаимоотношения между потребителями и поставщиками продукции, а также между транспортом и грузовладельцами. Влияние случайных факторов приводит к увеличению трансп. издержек на доставку продукции, если не компенсировать дополнительные затраты на выполнение нерациональных встречных, излишне дальних, повторных и др. перевозок. Оплата таких перевозок по общему тарифу недостаточна, чтобы покрыть дополнит, потребность в вагонном и локомотивном парке, излишнюю загрузку железнодорожных линий и направлений. В условиях рыночных отношений существенно изменяется роль ОСГ. Они позволяют регулировать финансовые взаимоотношения между потребителем перевозимой продукции и железнодорожный транспортом. При этом методология расчёта и формирования ОСГ принципиально изменяется. Исходной базой их установления служат устойчивые корреспонденции грузов, являющиеся базисом оптимального плана перевозок, учитывается и допустимая амплитуда изменений параметров, определяющих оптимальных план перевозок, в т. ч. под воздействием случайных факторов без значит, нарушения структуры базиса плана, формирующего оптимальных решение.
Такая ситуация адекватна параметрической или стохастич. трансп. задаче при формировании ОСГ. При этом параметрич. транспортная задача основана на функцион. алгоритме решения и не учитывает и полной мере вероятность возможных колебаний спроса на продукцию у её потребителя. Распределение вероятностей отклонений помесячных размеров выгрузки груза по станциям (т. е. спроса на продукцию у получателей) на каждой из них подчиняется нормальному закону, характеризующему предельное распределение случайных величин, что доказывает необходимость учёта случайных факторов при формировании ОСГ, т. е. использования для этих целей стохастич. транспортной задачи.
Применение стохастич. модели решения граней, задачи для формирования ОСГ обеспечивает экономию перевозочной работы но сравнению с обычным планом на 2,2—8,2%, что характеризует размер минимум компенсации железнодорожный транспорту за излишнюю его работу в случае отклонения от ОСГ. В условиях рыночного хозяйствования стохастич. ОСГ трансформируются в экономических нормативный документ обоснования договорных провозных плат (тарифов) за перевозку грузов с санкции получателей при отклонении от ОСГ.

 
« Осадочный шов   Основные фонды »
железные дороги