Главная >> Инфо >> Охрана труда и электробезопасность на тяговых подстанциях

Охрана труда и электробезопасность на тяговых подстанциях

контактная сеть и подстанция

Работы (эксплуатация, техническое обслуживание, ремонт, испытание оборудования) в действующих устройствах электроснабжения железных дорог (ОАО «РЖД»): стационарных и передвижных тяговых подстанций, постов секционирования, пунктов параллельного соединения контактных подвесок, автотрансформаторных пунктов питания, стационарных и передвижных установок компенсации реактивной мощности, выпрямительно-инверторных пунктов, пунктов подготовки к рейсам пассажирских поездов с электрическим отоплением, трансформаторных подстанций нетяговых потребителей, воздушных и кабельных линий электропередачи напряжением до и выше 1000 В — выполняют в соответствии с требованиями Инструкции по безопасности при эксплуатации электроустановок тяговых подстанций и районов электроснабжения железных дорог ОАО «РЖД»(от 17.03.2008 г. № 4054) .
В зависимости от местных условий дистанциями электроснабжения, службами электрификации и электроснабжения могут быть разработаны дополнительные меры безопасности труда, не противоречащие Инструкции.
Инструкция содержит общие положения, требования безопасности при оперативном обслуживании и производстве работ, организационные и технические мероприятия по обеспечению безопасности выполнения работ, меры безопасности при подготовке и выполнении отдельных работ и приложения.
При эксплуатации тягового электроснабжения должны приниматься меры для предупреждения или ограничения прямого или косвенного воздействия на окружающую среду выбросов загрязняющих веществ и сбросов сточных вод, трансформаторного масла в водные объекты, снижения звукового давления.
Распределительные устройства напряжением выше 1000 В должны быть оборудованы:

  1. блокировкой от ошибочных действий персонала при операциях с разъединителями, отделителями, заземляющими ножами, выкатными тележками комплектных распределительных устройств;
  2. блокировкой ограждений, лестниц, дверей от несанкционированного доступа персонала к токоведущим частям, находящимся под напряжением.

Электромагнитные блокировочные устройства постоянно опломбированы.

Охрана труда и электробезопасность при работе с устройствами контактной сети и воздушных линий на опорах контактной сети

Районы контактной сети

Районы контактной сети являются линейными подразделениями дистанций электроснабжения, которые обслуживают устройства контактной сети постоянного и переменного тока, высоковольтные воздушные и кабельные линии, подвешенные на опорах контактной сети и отдельно стоящих опорах на обходах, волноводный провод, ВЛ до 1 кВ по опорам контактной сети и другие провода и кабели.
Усредненный район контактной сети включает:
эксплуатационную длину контактной сети, км............................ 50—60
развернутую длину контактной сети, км................................... 80—120
протяженность воздушных линий, км......................................... 40—50
количество станций.......................................................................... 2—4
количество опор контактной сети, шт.................................... 800—1200
количество главных путей............................................................... 2—4
количество перегонов....................................................................... 3, 4
площадь здания района, м2...................................................... 400—500
Интенсивность использования устройств электроснабжения определяется количеством пар поездов в сутки, токовыми нагрузками, весом грузовых поездов, типом подвижного состава, установленными скоростями движения, климатическими условиями эксплуатации, степенью загрязненности атмосферы и другими показателями.
Объем работы района контактной сети определяется годовыми планами по техническому обслуживанию, текущему и капитальному ремонтам объектов обслуживания. Штат электромонтеров контактной сети определяется расчетом и составляет 8—10 человек на 100 км развернутой длины контактной сети.
Район контактной сети выполняет внеплановые работы, намеченные при осмотрах устройств контактной сети, воздушных и кабельных линий, аварийно-восстановительные работы, переключения для снятия и подачи напряжения в контактную сеть, ВЛ и заземления для обеспечения работ восстановительных, строительно-монтажных поездов, путевых машин и т.п.
В районе контактной сети формируется служебная документация. Обслуживающий персонал изучает приказы, распоряжения, инструкции, правила и другие нормативные акты для руководства и выполнения.
В районе контактной сети применяется бригадная форма организации и стимулирования труда. Электромонтеры контактной сети могут иметь II—V группу по элекгробезопасности и 1—7 квалификационный разряд. Разряд и группа по элекгробезопасности должны быть согласованы.
Основные работы электромонтеры контактной сети выполняют на открытом воздухе в «окна» в графике движения поездов на станциях, перегонах, в зоне движения поездов с различными скоростями под высоким напряжением с применением защитных средств или на отключенных и заземленных проводах, конструкциях, на высоте до 28 м (от УТР), вблизи частей, находящихся под напряжением, а также вдали от частей находящихся под напряжением.
Организация труда в устройствах контактной сети и ВЛ включает:

  1. оформление работ нарядом или распоряжением;
  2. инструктаж выдающего наряд руководителя работ;
  3. получение от ЭЧЦ приказа или согласования на подготовку места работы;
  4. подготовка инструмента, материалов, приспособлений, механизмов, документации, транспортных средств для перехода, переезда на рабочее место;
  5. инструктаж производителя работ членов бригады по безопасному переходу (переезду) на рабочее место;
  6. переход, переезд к рабочему месту;
  7. подготовка инструмента, приспособлений, материалов, механизмов на рабочем месте;
  8. инструктаж производителя работ членов бригады на месте работ;
  9. допуск к работе и ее выполнение;
  10. надзор во время работы;
  11. оформление перерывов в работе, переходов на другое рабочее место и окончание работ;
  12. уборка инструмента, материалов, приспособлений, приведение в транспортное положение механизмов;
  13. переход, переезд в район контактной сети;
  14. уведомление ЭЧЦ об окончании работы, запись руководителя работ в книге произведенных работ (закрытие наряда), уборка инструмента, защитных средств и монтажных приспособлений, анализ выполнения работ по вопросам надежности действия устройств и соблюдения членами бригады требований охраны труда и электробезопасности.

Производитель (руководитель) работ в районе контактной сети отвечает за правильную и безопасную организацию работ и их соответствие технологическим картам, за соблюдение работниками требований правил и инструкций по охране труда, электробезопасности и безопасности движения поездов.
При выполнении работ применяют прогрессивные формы и методы труда в хозяйстве электрификации и электроснабжения железных дорог ОАО «РЖД».
Для обеспечения эксплуатации, ремонта и восстановления контактной сети и линий электроснабжения районы контактной сети оснащаются аварийно-восстановительными средствами (автомотриса, автолетучка, прицепная четырехосная платформа), механизмами, защитными средствами, монтажными приспособлениями, материалами, деталями (в том числе аварийно-восстановительный и страховой запас МТР), оборудованием, инструментом, топливом и другими средствами для выполнения требований и соблюдения норм охраны труда.
Дежурный пункт района контактной сети располагают на станции в середине обслуживаемой зоны с учетом жилого фонда и местных условий. В составе зданий и сооружений дежурного пункта должны быть: главный корпус, материальный склад, стеллажи для опор, платформа с пандусом, площадка для стоянки изолирующих съемных вышек, подъездной путь (один или два) для размещения автомотрисы, железнодорожной платформы с запасом материалов, склад для горючесмазочных материалов или бензоколонка для заправки топливом автомотрисы, автолетучки.
В главном корпусе предусматриваются помещение для стоянки автомотрисы, автолетучки, крана грузоподъемностью 3,2 т, осмотровые канавы, мастерская, сварочное отделение, бытовые помещения.
Размеры помещения выводятся из расчета размещения штата, автомотрис, автолетучек и других назначений. Здание дежурного пункта может быть двухэтажным. Планировка помещений и территории дежурного пункта с учетом местных условий определяется проектом.
Для рабочих бригад создаются благоприятные санитарно-гигиенические условия. Для сушки одежды в бытовом помещении бригад устанавливают сушильные шкафы. Для оказания первой медицинской помощи рабочее место обеспечивается аптечкой. Аптечка с набором медикаментов и медицинских средств находится в здании дежурного пункта, сумка первой помощи находится в бригаде при работе вне территории района контактной сети. Примерный перечень медикаментов и медицинских средств приведен в табл..1.

Набор необходимых медикаментов


Медикаменты и медицинские средства

Назначение

Коли
чество

Пакет перевязочный

Для наложения повязок

5 шт.

Бинт стерильный

Для наложения повязок

5 шт.

Вата гигроскопическая, клиническая, хирургическая

Для наложения повязок

5 пачек по 50 г

Шины

Для укрепления конечностей при переломах и вывихах

3—4 шт.

Жгут

Для остановки кровотечения

1 шт.

Резиновый пузырь (грелка) для льда

Для охлаждения поврежденного места при ушибах, вывихах и переломах

1 шт.

Стакан

Для приема лекарств, промывания глаз и желудка и приготовления растворов

1 шт.

Чайная ложка

Для приготовления растворов

1 шт.

Йод (5%-ный спиртовой раствор)

Для смазывания тканей вокруг ран, свежих ссадин, царапин на коже и т.п.

1 флакон (50 мл)

Кислота борная

Для приготовления раствора для промывания глаз и кожи, полоскания рта при ожогах щелочью, для примочек на глаза при ожоге их вольтовой дугой

1 пакет (25 г)

Сода питьевая (гидрокарбонат натрия или натрий двууглекислый)

Для приготовления растворов для промывания глаз и кожи, полоскания рта при ожогах кислотой

1 пакет (25 г)

Раствор перекиси водорода (3%-ный)

Для остановки кровотечения из носа, небольших ран и царапин

1 флакон (50 мл)

Настойка валерианы или корвалол

Для успокоения нервной системы

1 флакон (30 мл)

Горькая (английская соль)

Для приема внутрь при пищевых и других отравлениях

50 г

Активированный уголь (порошок)

Для приема внутрь при пищевых и других отравлениях

50 г

Марганцовокислый калий (кристаллы)

Для приема внутрь при пищевых и других отравлениях

10г

Валидол или нитроглицерин

Для приема внутрь при сильных болях в области сердца

1 тюбик

Амидопирин, анальгин (таблетки)

Для приема внутрь как жаропонижающие и болеутоляющие средства

2 упаковки

Лейкопластырь бактерицидный

Для перевязки ран

5 шт.

Нашатырный спирт (10%-ный раствор аммиака)

Для применения при обморочных состояниях

1 флакон (50 мл)

Димедрол или его аналог

Средство при аллергии

2 упаковки

Бесалол

Средство при болях в желудке

3 упаковки

Ножницы

Для разрезания бинтов

1 шт.

Инструкция по применению медицинских средств

Для недопущения ошибки при применении медикаментов и медицинских средств

1 шт.

Примечание. Допускается дополнять аптечку медикаментами и медицинскими средствами, равноценными указанным в списке; ответственность за содержание и периодическое обновление медикаментов возлагается на одного из членов бригады, прошедшего подготовку и умеющего оказать первую медицинскую помощь. На рабочих местах должны быть вывешены номера телефонов и адреса ближайших медицинских учреждений. Каждый работник должен иметь медицинский полис.
Работники района контактной сети обеспечиваются спецодеждой, спецобувью и другими средствами защиты, установленными распоряжением ОАО «РЖД» (см. табл. 1).
Численность персонала района контактной сети рассчитывается по «Нормативам численности работников хозяйства электрификации и электроснабжения для ОАО «РЖД» (от 03.11.2005 г.).
Основные показатели района контактной сети:

  1. состояние устройств контактной сети по балльной оценке (сумма штрафных баллов, деленная на количество проверенных километров контактной сети вагоном ВИКС);
  2. количество случаев отказов контактной сети по вине хозяйства электроснабжения;
  3. удельная повреждаемость контактной сети в сравнении с соответствующим периодом предыдущего года по вине хозяйства электроснабжения (количество повреждений (отказов) контактной сети, деленное на 100 км развернутой длины контактной сети);
  4. количество случаев отказов электроснабжения устройств СЦБ по вине хозяйства электроснабжения;
  5. удельная повреждаемость ВЛ СЦБ в сравнении с соответствующим периодом предыдущего года по вине хозяйства электроснабжения (количество повреждений (отказов) ВЛ СЦБ, деленное на 100 км эксплуатационной длины ВЛ СЦБ);
  6. количество событий, нарушения правил безопасности движения за истекшие сутки, месяц, полугодие, год;
  7. состояние охраны труда, пожарной безопасности и другие показатели.

Охрана труда и электробезопасность в устройствах контактной сети

Работы по техническому обслуживанию, ремонту и испытанию действующих электроустановок ОАО «РЖД»: контактной сети постоянного и переменного тока напряжением 3,0; 25,0 и 2 х 25 кВ, в том числе и устройств станций стыкования; воздушных линий всех напряжений (в том числе линий ДПР), расположенных на поддерживающих конструкциях контактной сети и отдельно стоящих опорах, питающих устройства СЦБ; трансформаторных подстанций, подключенных к воздушным линиям; кабельных линий, относящихся к перечисленным линиям электропередачи и станциям стыкования; волноводов, проводов защиты контактной сети при различных способах заземления опор; проводов электрорепеллентных защит; осветительных электроустановок, находящихся на опорах, жестких поперечинах — должны выполняться в соответствии с требованиями Правил безопасности при эксплуатации контактной сети и устройств электроснабжения автоблокировки железных дорог (ЦЭ-750 от 05.04.2000 г.) [10], Инструкции по безопасности для электромонтеров контактной сети (ЦЭ-761 от 15.06.2000 г.) [13] и Инструкции по техническому обслуживанию и ремонту устройств электроснабжения сигнализации, централизации, блокировки и связи на федеральном железнодорожном транспорте (ЦЭ-881/02 от 01.12.2002 г.) [17].
В зависимости от местных условий дистанциями электроснабжения, службами электрификации и электроснабжения железных дорог могут быть разработаны дополнительные меры безопасности труда, не противоречащие вышеназванным правилам и инструкциям. Местные инструкции должны быть согласованы и утверждены в установленном порядке.

Меры безопасности при производстве работ на контактной подвеске
с изолирующих съемных вышек

Работа на контактной подвеске без снятия напряжения на участках постоянного и переменного тока выполняется в соответствии с требованиями Инструкции по обеспечению безопасности движения поездов при производстве работ на контактной сети с изолирующих съемных вышек (ЦЭ-683 от 18.09.1999 г.). Работы на контактной подвеске с изолирующих съемных вышек (далее — вышка) без перерыва в движении поездов выполняют в светлое время суток. Для своевременного съема вышки с пути около нее постоянно должны находиться не менее четырех человек, включая работающих на вышке и руководителя работ. Вышка должна иметь изоляцию трех колес и установлена заземляющим колесом (красного цвета) на тяговый рельс. Не допускается остановка колеса вышки на изолирующем рельсовом стыке.
При нахождении на пути вышка должна иметь видимые сигналы: днем — красные флаги, ночью — фонари с красным или белыми огнями. На участок пути, на котором выполняется работа с вышки, должно быть выдано предупреждение локомотивным бригадам о бдительной езде. Вышка должна быть ограждена сигналистами с двух сторон в соответствии с требованиями Инструкции по сигнализации на железных дорогах Российской Федерации. Ограждение вышки с одной стороны не допускается.
Все работы на контактной подвеске с вышки выполняются по приказу энергодиспетчера дистанции электроснабжения или по согласованию (уведомлению) с ним.
Электробезопасность при работах под напряжением с изолирующей съемной вышки обеспечивается изолирующей (от земли) частью вышки, установкой шунтирующих штанг и шунтирующих перемычек.
Вышку передвигают плавно, без рывков, по команде руководителя работ на прямых участках пути со скоростью не более 5 км/ч, на кривых участках пути — не более 3 км/ч. Для пропуска проходящих поездов вышку заблаговременно снимают с пути в габарит не менее 2—5 м от крайнего рельса.
После окончания работ вышка должна быть установлена не ближе 4 м от оси ближайшего железнодорожного пути или за опорой контактной сети с полевой стороны и должна быть заперта на замок в верхней части и в нижней части (за раму вышки). С целью сохранения устойчивости вышки рекомендуется применять регулируемые подставки. Места установки (хранения) вышки определяются руководством дистанции электроснабжения.

Краткие технические характеристики изолирующих съемных вышек: изготавливают из дерева (без сучьев) или из полимерных материалов, высота — 5500 мм, ширина между ребордами колес 1459"ll5g мм, ширина обода 130 мм, высота реборды 36 мм, угол наклона реборды 75°, длина шунтирующих штанг 1400 мм, вес вышки около 140—150 кг, для подъема на несущий трос применяют 3-метровую лестницу На вышке могут работать один или два электромонтера контактной сети, имеющие IV и V группы или одновременно III и V группы по электробезопасности. Изолирующая часть вышки и установка шунтирующих штанг и шунтов обеспечивают электробезопасность работающих с вышки на контактной сети под напряжением.
С изолирующей съемной вышки выполняют работы по регулировке контактной подвески, верховой диагностике устройств контактной сети и другие работы.

Меры безопасности при производстве работ на контактной сети с рабочих площадок автомотрис

Работа на контактной сети с рабочих площадок автомотрис разрешается только со снятием напряжения и заземлением контактной сети с двух сторон в установленном порядке. На рабочей площадке может находиться не более трех человек. Скорость передвижения автомотрисы с поднятой площадкой не должна превышать 10 км/ч. Не допускается поворачивать площадку в сторону соседнего пути, не закрытого для движения поездов, производить движение с площадкой, развернутой в сторону опор контактной сети, ВЛ, светофоров. Запрещается одновременно поворачивать монтажную площадку, а также поднимать и поворачивать грузоподъемный кран.
С рабочей площадки автомотрисы выполняют работы по техническому обслуживанию и ремонту устройств контактной сети, в том числе верховое обследование устройств контактной сети по технологическим картам.

 
« Охрана труда   Охрана труда и электробезопасность при производстве работ в устройствах электроснабжения »
железные дороги