Комфортабельность езды пассажиров — одно из условий совокупности удобств для пассажиров, зависящее от движения поезда по криволинейным участкам пути и защищающее пассажиров от чрезмерных ускорений, неприятных ощущений и ухудшения самочувствия. Пассажир, находящийся в движущемся по кривой экипаже, подвергается воздействию центробежного ускорения. Вследствие наклона пола экипажа к горизонту из-за возвышения наружного рельса и неодинакового сжатия рессор на пассажира действует также горизонтальная составляющая ускорения свободного падения. Кроме того, пассажир подвергается действию непогашенных переменных во времени поперечных и продольных сил и ускорений, возникающих из-за колебаний и вибраций вследствие виляющего движения экипажа, разгона и торможения поезда, неровностей на пути и колёсах и пр. В результате взаимодействия пути и подвижного состава в каждый конкретный момент пассажир испытывает действие полного непогашенного горизонтального ускорения а0. Необходимо, чтобы ускорение, которое испытывает пассажир без неприятных ощущений и ухудшения самочувствия, не превышало допустимого ускорения я„. На отечественных железных дорог приняты допустимые значения непогашенного ускорения ав. отнесённого к буксе экипажа, равные 0,7, 0,6 и 0,4 м/с2 для скоростей движения соответственно 160, 200 и более 200 км/ч. Полные ускорения а0, действующие на пассажира в обрессор. кузове экипажа, могут быть на 25—30% больше а„.
Для оценки комфортабельности езды пассажиров критерий а„ получил наибольшее распространение; в отд. странах принято регламентировать полные непогашенные ускорения а„. Условие обеспечения пассажиров от чрезмерных ускорений наз. условием обеспечения комфортабельности. Оно лежит в основе критерия комфорта ф, характеризующего скорость изменения поперечных непогашенных или полных ускорений в зависимости от скорости движения и отражающего динамического работу пути, его расстройства при прохождении подвижного состава. Очень хороший комфорт соответствует = 0,3 м/с3, хороший — 0,45, приемлемый — 0,7, допустимый в отд. исключительных случаях — 0,85 м/с3.
При проектировании переходных кривых значение ф принимают 0,6 м/с3. Вводятся и др. критерии, характеризующие прежде всего плавность движения экипажей по пути, например импульсные поперечные ускорения на сопряжениях кривых, скорость подъёма колеса по возвышению.