Главная >> Инфо >> Автоблокировка

Автоблокировка

Автоматическая блокировка, автоблокировка, — система регулирования движения поездов на перегонах по сигналам проходных светофоров. При А. б. перегон между станциями делят на блок-участки (БУ), а на их границах устанавливают проходные светофоры, показаниями которых управляет движущийся поезд (без участия человека). Автоматическое действие проходных светофоров достигается тем, что в пределах каждого БУ устраивают электрические рельсовые цепи (РЦ), через которые поезд воздействует на аппаратуру управления огнями светофоров. Система А. б. обеспечивает безопасность движения поездов и высокую пропускную способность железнодорожной линий. Различают А. б. по значности сигнализации (двух-, трёх-, четырёхзначную и т. д.); по виду тяги — для участков с автономной, электрические тягой (пост, и перем. тока) и универсальные; по роду тока, питающего РЦ (пост, и переменного тока). В зависимости от того, как осуществляется связь по согласованию показаний проходных светофоров, А. б. бывает проводной или беспроводной.
При двухзначной А. б. движение может быть либо только разрешено, либо только запрещено; практически такая А. б. не применяется. Т рёхзначная А. б. используется на магистральных линиях (в СССР с 30-х гг.), где обращаются поезда с одинаковыми тормозными путями. Каждый светофор подаёт три сигнала: зелёный огонь означает, что путь открыт, впереди свободны не менее двух БУ, жёлтый огонь — движение разрешено, но с огранич. скоростью, впереди свободен один БУ, красный огонь — движение запрещено, перед этим светофором поезд должен остановиться. Длина БУ должна быть не менее тормозного пути поезда. Четырёхзначная А. б. применяется на участках, где обращаются высокоскоростные, грузовые и пригородные поезда, длины тормозных путей которых различны. Светофор подаёт четыре сигнала: зелёный огонь — впереди свободны не менее трёх БУ; одновременно горящие зелёный и жёлтый огни — впереди свободны два БУ; жёлтый огонь — впереди свободен один БУ (во втором и третьем случаях скорость поезда ограничивается); красный огонь — движение запрещается. Чтобы обеспечить миним. интервалы между пригородными поездами, БУ при четырёхзначной А. б. делают короче, чем при трёхзначной (длина каждого БУ равна тормозному пути пригородного поезда).
При А. б. местонахождение поезда определяет блок контроля свободности блок-участка КСБУ (см. рис.). Сигнальная установка СУ управляет огнями светофора на основании данных о свободности или занятости ограждаемого БУ и сигналов от располож. по направлению движения сигнальных установок; блок контроля ламп БКЛ — контролирует исправность ламп светофора.

Извещение о сигналах светофора по линии связи ЛС передаётся сигнальной установкой предыдущего светофора. При перегорании ламп красного огня в светофоре, ограждающем БУ, на предыдущем светофоре появляется красный огонь.
Аппаратура контроля состояния БУ и управления огнями светофоров размещается в релейных шкафах, установленных рядом со светофорами. Для питания аппаратуры А. б. и связи между проходными светофорами вдоль железнодорожной пути сооружают высоковольтную сигнальную линию напряж. 6 или 10 кВ.
На двухпутных участках светофоры установлены только с одной стороны в соответствии с принятым правильным направлением движения. На этих участках может быть организовано временное двустороннее движение поездов по одному пути, тогда регулирование движения в неправильном направлении осуществляется устройствами автоматической локомотивной сигнализации с использованием устройств А. б., контролирующих состояние БУ. На однопутных участках светофоры установлены по обеим сторонам пути. Движение поездов по сигналам А. б. возможно в каждый момент только в одном направлении; при этом огни светофоров встречного направления погашены. Изменение направления движения осуществляется при свободном межстанционном перегоне.
Путевой приёмник фиксирует два уровня тока: верхний — при свободном Б У (разрешающий огонь светофора), нижний — при занятом БУ (красный огонь светофора). Существует также А. б. со счётчиками числа осей единиц подвижного состава, когда в начале и конце БУ устанавливают устройства, воспринимающие и запоминающие прохождение каждой оси единицы подвижного состава: при одинаковом числе вошедших на БУ и вышедших осей БУ свободен, при разном — занят.

При беспроводной А. б. связь между сигнальными установками осуществляется по РЦ. В этом случае используют средства кодирования, передачи и приёма информации, применяемые в телемеханике, а А. б. называют кодовой. Распространены кодовые системы с использованием частотного и фазового признаков сигнала в РЦ.

 
« АВМ-2   Автодиспетчер »
железные дороги