Автоматическое регулирование скорости (АРС) —  АРС поезда — поддержание фактической скорости в необходимых пределах; обеспечивается системой, которая состоит из путевых и локомотивных устройств. Допустимая наибольшая скорость движения определяется путевыми устройствами в зависимости от показаний путевых светофоров, свободности и технических состояния пути, скорости предыдущего поезда, расстояния между хвостом предыдущего поезда и головой последующего и др. условий, позволяющих повысить, поддержать или снизить скорость поезда либо остановить его.
Допустимые скорости поездов в виде зашифров. электрические сигналов, непрерывно передаваемых с пути на поезд, воспринимаются локомотивными устройствами, усиливаются и дешифрируются. Дешифратор формирует команды в виде электрические сигналов, которые поступают на один из входов блока управления тяговыми и тормозными средствами поезда. На другой вход блока управления поступает информация о фактической скорости движения поезда, которая обычно измеряется с помощью датчика скорости (см. Осевой измеритель координат). Допустимая и фактической скорости движения поезда сравниваются в блоке управления. В зависимости от значения и знака отклонения фактической скорости от допустимой включаются тяговые или тормозные средства. После достижения фактической скоростью допустимого значения происходит автоматического отключение тяговых или тормозных средств поезда.
В системах АРС на отечеств, ж. д. осуществляется лишь автоматического служебное торможение поезда при превышении фактической скорости над допустимой. Увеличение фактической скорости (при необходимости) осуществляется машинистом. В кабине машиниста установлен индикатор (локомотивный светофор), который указывает допустимую скорость движения. Для повышения безопасности движения система АРС поезда дополняется устройством контроля за правильностью выполнения команды торможения, при невыполнении которой или при недостаточной эффективности торможения производится экстренная остановка поезда с помощью электропневматического клапана.
Устройства АРС применяются на поездах, оборудованных электрические и электропневматич. тормозами, обладающими необходимым быстродействием, что позволяет автоматически осуществлять интенсивное торможение при любом профиле пути.

Непосредств. управление замедлителями осуществляется с помощью электропневматич. клапанов, обеспечивающих впуск и выпуск сжатого воздуха из тормозных цилиндров, и регуляторов давления, которыми устанавливается требуемая ступень нажатия тормозных шин. Благодаря применению АРС отцепов исключается тяжёлый и опасный ТРУД, повышается производительность горки (см. Перерабатывающая способность станций).