Главная >> Электроснабжение >> Выпрямительный преобразователь

Выпрямительный преобразователь

Выпрямительный преобразователь, выпрямитель,— статический преобразователь для преобразования (выпрямления) переменного тока в постоянный, а также для регулирования напряжения устройств железнодорожного транспорта. Различают неуправляемые (диодные), управляемые (тиристорные) и полууправляемые (диодно-тиристорные) выпрямительные преобразователи.
Для отечеств, электроподвижного состава переменного тока впервые использовали металлической многоанодный ртутный выпрямитель в 1938 на опытном электровозе ОР. В 1954—56 была выпущена партия 6-осных электровозов ВЛ61 с игнитронами (одноанодными запаянными ртутными вентилями). Полупроводниковые кремниевые выпрямители впервые применили на электровозах В Л 60“ (1962) и ВЛ80К (1963). В дальнейшем строились электровозы с выпрямительно-инверторными преобразователями.
На ЭПС выпрямители собраны по однофазной мостовой схеме с расщеплёнными или нерасщеплёнными плечами либо по схеме с нулевой точкой обмотки трансформатора. Выпрямительные преобразователи  используются в силовых цепях, вспомогательные цепях возбуждения тяговых электродвигателей, цепях управления , защиты и сигнализации. В неуправляемых выпрямительных преобразователей применяют преим. лавинные диоды, которые выполняют функции защиты при перегрузках и КЗ. На отечеств, электровозах для В. п., расположенных в высоковольтной камере, применяют принудит, воздушное охлаждение. На электропоездах используют естественное воздушное охлаждение В. п., установленных под вагоном. За рубежом на ЭПС осуществляют масляное или жидкостное охлаждение В. п. Повышение надёжной работы вентилей позволило сократить число их при той же мощности В. п., не устанавливать спец. устройства сигнализации и защиты, уменьшить габаритные размеры и массу. Силовые В. п. питают обычно 2—3 тяговых двигателя; В. п. вспомогательные цепей — обмотки возбуждения всех двигателей одной или обеих секций электровоза. В цепях управления, защиты В. п. используют в качестве регулируемого зарядного устройства, стабилизаторов напряжения управления, диодных коммутаторов, разделит, мостов и т. д. За рубежом всё большее распространение находят В. п. вспомогательные цепей на запираемых тиристорах, позволяющих значительно уменьшить массу и габаритные размеры выпрямительных преобразователей. На тяговых подстанциях пост, тока применяют выпрямительные преобразователи  на ветилях (диодах). Первый полупроводниковый выпрямитель был использован в 1965 на Южно-Уральской железной дороги В 1967—73 в основные все ртутные преобразователи были заменены полупроводниковыми, что позволило повысить надёжность и устойчивость работы тяговых подстанций, увеличить их кпд более чем на 2%, сократить расход электроэнергии на собств. нужды, уменьшить стоимость строительно-монтажных работ, эксплуатационных расходы, устранить загрязнение окружающей среды парами ртути. В. п. выполнены по схемам: трёхфазной мостовой и две обратные звезды с уравнительным реактором на кремниевых диодах. Диоды с охладителями собраны в блоки. В. п. выпускают для внутреннего и наружной установки, с принудительным и естественным воздушным охлаждением, которое на тяговых подстанциях применяют чаще из-за простоты обслуживания и высоких технического-энергетич. показателей.

 
« Выпрямительно-инверторные преобразователи   Высоковольтная линия автоблокировки »
железные дороги