ВИП

Выпрямительно-инверторный преобразователь (ВИП) — статическое устройство для преобразования переменного тока (напряжения) в постоянный (выпрямление) и постоянного в переменный (инвертирование).
На ЭПС переменного тока выпрямление тока производится в тяговом режиме, инвертирование — в режиме рекуперативного торможения. ВИП позволяет осуществлять зонно-фазовое контакторно-ступенчатое или бесконтактное плавное регулирование напряжения (силы тока) от нуля до макс. значения во всех режимах работы; обеспечивает быстродействующую защиту силовых цепей в аварийных режимах работы оборудования.
В начале 60-х гг. на электровозах ВЛ60  устанавливали игнитронные (ртутные!) ВИП. Первый ВИП на тиристорах был смонтирован на опытном электровозе ВЛ80Р в 1967.
ВИП обычно собран по однофазной мостовой многоплечевой схеме и состоит из силового шкафа, блоков: системы формирования импульсов управления, питания, управления и автоматическими управления, защиты и сигнализации, выравнивания напряжения между вентилями, а также индуктивных делителей тока, устройств охлаждения, помехозащиты, диагностирования. В шкафу ВИП находятся 8—10 плеч, каждое из которых содержит параллельные ветви (ряды) последовательно соединённых вентилей, образующих матрицу плеча. ВИП питает 2—3 тяговых двигателя, имеет мощн. 2—4 тыс. кВт, выпрямленное выходное напряжение до 1300 В; в аварийном режиме ВИП кратковременно без повреждений выдерживает силу тока, многократно превышающую силу номинального тока.
ВИП сохраняет полную работоспособность при повреждении одного из тиристоров в любом плече, а также при повреждениях резисторов, обрывах цепей управления и т. п. Для синхронной работы вентилей каждого плеча на управляющие электроды подаются синхронные импульсы управления. Блок управления включает в работу вентили формирования импульсов в соответствии с заданным алгоритмом, а также обеспечивает синхронизацию цепей управления с сетью; поддерживает минимально необходимые углы регулирования вентилей в тяговом режиме и пост, угол запаса в режиме рекуперации и т. д. Блок автоматического управления.

 
« Ветроустойчивость   Внешнее электроснабжение »
железные дороги