Главная >> Электроснабжение >> Текущий ремонт изоляторов

Текущий ремонт изоляторов

Текущий ремонт изоляторов контактной сети

При осмотре проверяют число и типы изоляторов в элементах контактной сети и ВЛ. Обращают внимание на отсутствие сколов, трещин, механических повреждений, а также следов ожогов на поверхности фарфора.
Изолятор, имеющий скол или повреждение глазури площадью свыше 3 см2, считается дефектным. Трещины в шапке изолятора не допускаются. Проверяют состояние стержня, степень его коррозии. Выползание или проворачивание стержня тарельчатого изолятора не допускается.
На стержневых изоляторах несовпадение продольной оси изолирующего элемента с осью шапки изолятора не допускается. Дефектные изоляторы заменяют немедленно или не позднее пяти дней с момента обнаружения. Поверхность фарфора очищают от пыли и грязи салфеткой, смоченной в керосине. После испарения керосина вторично протирают поверхность фарфора сухой чистой салфеткой, не оставляя волокон. В местах повышенного загрязнения изоляторов поверхность фарфора рекомендуется покрыть пастой ГИП или вазелином КВ-3 слоем толщиной 1 мм. При выполнении работ не допускаются удары по стержневому изолятору.

Текущий ремонт изоляторов

Осмотр стержней тарельчатых изоляторов.

На участках постоянного тока особое внимание обращают на состояние стержня тарельчатого изолятора и степень его коррозии, особенно в местностях с загрязнением атмосферы и на участках со смешанной тягой. Налет продуктов коррозии вокруг стержня изолятора в месте выхода его из цементной заделки скрывает фактический диаметр стержня. Минимальный диаметр шейки стержня измеряют после удаления налета. Для изоляторов в анкеровках контактного провода и несущего троса, поперечных несущих тросов гибких поперечин, врезных изоляторов в контактном проводе и несущем тросе, фиксаторных изоляторов в кривых радиусом менее 600 м допускается диаметр шейки стержня не менее 14 мм; для подвесных изоляторов главных путей — не менее 12 мм; для подвесных изоляторов второстепенных путей, малодеятельных ответвлений, фиксаторных изоляторов на прямых и кривых участках пути радиусом более 600 м, отбойников и обводных — не менее 10 мм. Изоляторы, имеющие диаметр шейки стержня менее 10 мм, заменяют. Для защиты от электрокоррозии к стержню приклеивают полувтулки электропроводным клеем.

Осмотр стержней тарельчатых изоляторов

Проверка изоляторов.

Фарфоровые и стеклянные тарельчатые изоляторы в гирлянде из двух и более изоляторов проверяют без их демонтажа поочередно: первым — изолятор со стороны контактной сети, вторым — со стороны заземленных конструкций и затем — средние изоляторы. Результаты проверки регистрируют. На линиях постоянного тока для проверки изоляторов используют измерительную штангу. Измерение проводят при наличии напряжения в контактной сети. До начала работ проверяют исправность измерительного прибора штанги, например на изоляторах фиксатора, путем одновременного касания щупами токоведущих и заземленных частей. На исправной измерительной штанге стрелка прибора уходит за предельную красную отметку и одновременно загорается неоновая лампа. На период проверки изоляторов искровой промежуток в цепи заземления опоры шунтируют. Во время измерений измерительную штангу необходимо держать не выше ограничительного кольца. Изолирующие части штанги нельзя приближать к частям контактной сети и заземленным конструкциям, чтобы исключить возможность шунтирования гирлянды изоляторов.

Проверка изоляторов

Изоляторы, имеющие сопротивление изоляции 300 МОм и менее и ток утечки 10 мкА и более, считаются дефектными. В этом случае стрелка измерительного прибора уходит за красную метку, и загорается неоновая лампа. Изоляторы считаются годными, если стрелка измерительного прибора отклоняется до красной метки и лампа не загорается. При обнаружении дефектного изолятора в гирлянде проверку прекращают до его замены.
На линиях переменного тока изоляторы проверяют универсальной измерительной штангой ШИ-35/110 кВ, оборудованной специальной головкой. Цифры на рисунке указывают последовательность проверки изоляторов в гирлянде. Для измерения напряжения вилкообразным захватом головки штанги прикасаются к проверяемому изолятору и вращают рукоятку штанги по часовой стрелке, сближая электроды на головке штанги до пробоя воздушного промежутка, который сопровождается появлением видимых разрядов между электродами. По положению стрелки указателя на головке штанги в момент пробоя воздушного промежутка определяют напряжение, которое приходится на испытуемый изолятор и по табл. 1 устанавливают его годность. При обнаружении дефектного изолятора измерения прекращают до его замены.


испытуемый изолятор

Таблица 1


Число изоляторов в гирлянде

Оценка
изолятора

Падение напряжения менее, кВ, на изоляторе, №

1

2

3

4

5

6

3

Дефектный

3,0

3,0

5,0

-

-

-

4

Дефектный

2,0

2,0

3,0

5,0

-

-

5

Дефектный

1,4

1,2

1,0

1,7

2,6

-

6

Дефектный

1,5

1,0

1,0

1,2

1,4

2,6

При проверке изоляторов на изолированной гибкой поперечине измерительными штангами первыми проверяют изоляторы со стороны напряжения, для чего нейтральную вставку в нижнем фиксирующем тросе заземляют на тяговый рельс. Затем проверяют изоляторы со стороны заземленных конструкций, для чего нейтральную вставку нижнего фиксирующего троса ставят под рабочее напряжение контактной сети. Дальнейшую проверку изоляторов ведут, как было описано выше. В исключительных случаях разрешается проверять изоляторы рабочим напряжением. Башмак заземляющей штанги присоединяют к тяговому рельсу, наконечником штанги прикасаются к электрическому соединителю нейтральной вставки. Отключение быстродействующего выключателя на тяговой подстанции свидетельствует о наличии поврежденного изолятора.

Испытание изоляторов.

Тарельчатые изоляторы перед установкой на контактной сети и ВЛ подвергают электрическим испытаниям. Напряжение 50 кВ переменного тока частотой 50 Гц прикладывают в течение 1 мин к шапке и стержню изолятора. Изолятор считают годным, если в процессе испытания не было пробоя или перекрытия изоляции, поверхностных разрядов.

Испытание изоляторов

 
« Текущий ремонт изолирующих сопряжений   Текущий ремонт контактной подвески »
железные дороги