Содержание материала

Важнейшими элементами системы электроснабжения 2x25 кВ являются автотрансформаторные пункты (АТП) (рис. 1.30). Для удобства обслуживания тяговой сети двухпутных участков применяют независимое питание пути, поэтому автотрансформаторы (АТ) устанавливают на каждый путь независимо, но территориально два ЛТ располагают на одном автотрансформаторном пункте. Располагают АТП на расстоянии 7—25 км друг от друга на станциях в непосредственной близости от боковых, подъездных и других путей для обеспечения работы крана на железнодорожном ходу при установке ЛТ (рис. 1.31).
Автотрансформаторы АТП подключают к контактным К и питающим П проводам обоих путей разъединителями с электродвигательными приводами. Средние выводы АТ присоединяют к средней точке ближайшего путевого дроссель-трансформатора. Автотрансформаторные пункты оборудованы короткозамыкателями (КЗ), на которые воздействуют защиты АТ. Отключается АТ после срабатывания короткозамыкателя автоматически разъединителем с электродвигательным приводом при отсутствии напряжения в контактной сети (об отсутствии напряжения сигнализирует трансформатор напряжения ТН). Оперативное напряжение для приводов разъединителей и короткозамыкателей получают от трансформатора собственных нужд (ТСН), который подключен к проводам ДПР. Предусматривают резервное питание оперативного напряжения, например, от линии питания СЦБ. Для размещения панелей защиты и телемеханики АТП имеет помещение из железобетонных панелей с электрическим отоплением.
Автотрансформаторы имеют следующие виды защиты: максимальную токовую с выдержкой времени 0,5 с, газовую, от перегрузки с выдержкой времени 9 с, от перегрева АТ, от повреждений устройства регулирования напряжения. Первые ступени защит от перегрузки, от перегрева и газовой срабатывают на сигнал, вторые ступени этих защит и остальные защиты воздействуют на включение короткозамыкателя, т. е. вызывают отключение АТ. На автотрансформаторе возможна установка дифференциальной защиты.
Отключение одного АТ не приводит к нарушению движения поездов, а только к некоторому снижению напряжения в контактной сети и увеличению нагрузки смежных автотрансформаторов.
Автотрансформаторные пункты оборудованы устройствами телемеханики, которые осуществляют телесигнализацию положения разъединителей и короткозамыкателей, неисправности на АТ, контроля оперативных цепей, исчезновения напряжения собственных нужд, пожара на АТП, переохлаждения здания АТП. С помощью телеуправления диспетчер может осуществлять переключения разъединителей автотрансформаторов.
Установив на АТП выключатель между фидерами путей, его можно превратить в пункт параллельного соединения, что позволит снизить потери напряжения и энергии в тяговой сети, даст возможность лучше использовать мощность автотрансформаторов и осуществить их взаимное резервирование.

Схема электрических соединений автотрансформаторного пункта
Рис. 1.30. Схема электрических соединений автотрансформаторного пункта

Автотрансформаторный пункт, подключенный к тяговой сети
Рис. 1.31. Автотрансформаторный пункт, подключенный к тяговой сети

Посты секционирования контактной сети в системе электроснабжения 2 х 25 кВ имеют то же назначение, что и в системе 25 кВ — облегчить условия работы защит тяговой сети, улучшить режим напряжения и ограничить участок контактной сети, с которого снимается напряжение при ее повреждении.
При коротких замыканиях в контактной подвеске или питающем проводе необходимо отключать одновременно все провода поврежденного участка, в противном случае будет подпитка места короткого замыкания через автотрансформаторы. Поэтому у поста секционирования разделяются электрически и провода контактной подвески, и питающий провод. Пост имеет две соответствующие шины (рис. 1.32), а фидеры — двухфазные выключатели (используют две фазы трехфазного выключателя). Пост секционирования оборудован устройствами защиты контактной сети, телемеханики и комплектной трансформаторной подстанцией КТП, питающейся от линии НИР, для питания приводов выключателей и разъединителей и оперативных цепей.
На посту секционирования может быть расположена типовая установка параллельной емкостной компенсации КУ, подключаемая к шине контактного провода.


Рис. 1.32. Схема поста секционирования двухпутного участка с установкой параллельной компенсации