Главная >> Электроснабжение >> Подготовка и работа устройств электроснабжения в зимних условиях

Подготовка и работа устройств электроснабжения в зимних условиях

Подготовка к работе в зимних условиях

Для обеспечения устойчивой работы устройств электроснабжения в зимних условиях разрабатывается регламент, которым предусматриваются организационные и технические мероприятия при подготовке хозяйства и кадров к работе в зимний период, работа в зимних условиях и действия персонала при наступлении экстремальных условий с учетом требований охраны труда, действующих нормативных актов (Инструкция по обеспечению надежности работы устройств электроснабжения железных дорог в зимних условиях (№ ЦЭ-713 от 08.12.1999 г.) и Инструкция о порядке подготовки к работе в зимний период и организации снегоборьбы на железных дорогах ОАО «РЖД» (от 19.06.2006 г.) и анализа работы устройств электроснабжения и специального самоходного подвижного состава в прошедшие зимы.
Наиболее характерные причины отказов технических средств: автоколебания проводов контактной сети, наличие гололеда на проводах контактной сети и ВЛ, поджатие проводов к заземленным конструкциям из-за несоблюдения нормативного расстояния, обрывы проводов воздушных линий из-за заниженных стрел провеса (завышенное натяжение в проводах), схлест проводов при налипании мокрого снега на ветки деревьев и падения их на ВЛ, а также при повышенных ветровых воздействиях на ВЛ и другие причины. В мероприятия включают технические указания ЦЭ и решения НТС ОАО «РЖД» по этим вопросам.
Проверяют и укомплектовывают до норм аварийно-восстановительный и страховой запас материально-технических ресурсов. Корректируют порядок оповещения и вызова бригад, аварийно-восстановительных средств, перечень мест их дислокации. Эксплуатационный персонал должен быть своевременно обеспечен спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты, в том числе костюмами «Энергетик».
Проводится обучение первозимников, приказами по дистанции электроснабжения они закрепляются за квалифицированными специалистами.
Проводят инструктажи бригад снегоуборочной техники по особенностям работы на электрифицированных линиях, недопущению повреждения опор контактной сети, путевых дроссель-трансформаторов отсасывающих фидеров тяговых подстанций.
Особое внимание уделяется подготовке контактной сети, которая не имеет резерва. Руководители дистанций электроснабжения делают обходы и объезды для осмотра устройств контактной сети, ВЛ. Обращают особое внимание на:

  1. стрелы провеса и натяжение некомпенсированных несущих тросов, усиливающих и питающих проводов;
  2. места недопустимого приближения токоведущих частей к заземленным конструкциям;
  3. положение грузов и роликов на компенсирующих устройствах, работу компенсаторов (при необходимости при обходах) выполняют прокачку грузов);
  4. состояние воздушных стрелок, в том числе устройств одновременного подъема контактных проводов;
  5. сопряжения анкерных участков, в том числе на регулировку отходящих ветвей, на изолирующих сопряжениях (открытых воздушных промежутках), состояние устройств от пережога проводов;
  6. положение фиксаторов;
  7. заземления опор и искусственных сооружений;
  8. обеспечение габарита для прохода снегоуборочных машин и снегоочистителей .

Выполняют проверку состояния контактной сети в искусственных сооружениях и расстояний от токоведущих до заземленных частей.
Диагностируют контактную сеть:

  1. главные пути перегонов и станций вагоном-лабораторией с повышенным нажатием токоприемника или электровозом с двумя поднятыми токоприемниками, имеющими эквивалентное повышенное нажатие;
  2. боковые пути станций (приемо-отправочных) — автомотрисами АДМ или АРВ, оборудованными бортовой системой контроля контактной сети (УСП-КП) или выполняют обход с измерением параметров контактной сети.

Корректируют перечень ветровых участков, готовят средства борьбы с гололедом: схемы профподогрева и плавки гололеда на контактных проводах; скребки, шесты, установки МОГ, противогололедную смазку.
Совместно с руководством локомотивных депо комиссионно проверяют состояние и готовят к работе в зимних условиях: вибропантографы, пневмобарабаны, токоприемники ЭПС, наличие и объем противогололедной смазки.
При подготовке тяговых подстанций выполняют осмотр оборудования на них, постах секционирования, пунктах параллельного соединения, передвижных тяговых подстанциях, пунктов подготовки к рейсу пассажирских поездов, пунктов группировки на станциях стыкования.
Проверяют уровень масла и давление элегаза, отсутствие признаков течи масла в выключателях и трансформаторах, при необходимости производят доливку трансформаторного масла в маслонаполненную аппаратуру.
Проверяют исправность устройств подогрева баков, приводов и схем автоматического управления устройствами.
В аккумуляторной проверяют уровень электролита и шлама, состояние сосудов аккумуляторных батарей, работоспособность приточновытяжной вентиляции и аварийного освещения помещения тяговой подстанции.
Осматривают цепи отсоса тяговых подстанций, в том числе путевых дроссель-трансформаторов (находящихся на балансе ЭЧ) с установкой сигнальных знаков для обеспечения работы снегоочистителей.
Готовят резервные источники питания (ДГА), запас топлива к ним, проводят пробные запуски и сбор схемы подачи напряжения в линию.
При подготовке устройств электроснабжения СЦБ и других нетяговых потребителей выполняют объезды, обходы, осмотры воздушных и кабельных линий, устройств электроснабжения СЦБ и нетяговых потребителей.
Проводят расчистку охранных зон высоковольтных линий автоблокировки от древесно-кустарниковой растительности, профилактические испытания высоковольтного оборудования на пунктах питания, ТП, КТП, ДГА.
Совместно с причастными работниками проверяют состояние наружного освещения на станциях, переездах и доводят освещенность железнодорожных объектов до норм.
Особое внимание уделяют надежности электроснабжения компрессорных, котельных, водозаборов, электрообогрева стрелочных переводов (в границах балансовой ответственности ЭЧ).
Совместно с работниками дистанции сигнализации, централизации и блокировки (ШЧ) проверяют переход питания устройств СЦБ с основного на резервное и обратно.
На пунктах питания также готовят резервные источники питания (ДГА), запас топлива к ним.
При подготовке специального самоходного подвижного состава (ССПС) и транспортных средств выполняют работы по переводу автотранспорта на зимние сорта топлива, смазки, утеплению радиаторов, топливных, водяных и масляных трубопроводов, кабин, кузовов автолетучек, обеспечению аварийно-восстановительных средств пяти суточным запасом топлива.
При подготовке служебно-технических зданий и подъездных путей выполняют текущий и капитальный ремонт, готовят к зиме служебнотехнические здания: тяговые подстанции, посты секционирования, районы контактной сети, районы электроснабжения, механические мастерские, кладовые, гаражи транспортных средств, ТП, ПГ и другие здания и сооружения дистанции электроснабжения.
Выполняют пробную подачу тепла в служебно-технические здания, обращают внимание на утепление дверей, проемов, окон и т.п Совместно с причастными структурными подразделениями организуют необходимые работы по подготовке подъездных путей к районам контактной сети, тяговым подстанциям, районам электроснабжения, механическим мастерским и базам дистанций электроснабжения.

Регламент действий персонала при наступлении зимнего периода

Дистанции электроснабжения работают в штатном режиме. Проводят мониторинг и анализ информации о метеорологической обстановке, получаемой с линейных подразделений и служб электрификации и электроснабжения железных дорог.
Выполняют плановые обходы в два лица с осмотром контактной сети с прокачкой грузов компенсаторов, осмотром воздушных стрелок, проверкой расстояния от токоведущих частей до заземленных конструкций, стрел провеса усиливающих проводов и других узлов.
Производят осмотр оборудования тяговых подстанций, ТП, КТП постов ЭЦ, домов связи, компрессорных, котельных, водозаборов и других потребителей I категории надежности.
При значительных снежных осадках выполняют очистку от снега подъездных путей, мест проезда автотранспорта, прохода персонала, жестких поперечин (если нужно) и др.
При необходимости проводят объезды контактной сети вагоном ВИКС с повышенным нажатием токоприемника.

Работа в экстремальных зимних условиях

С учетом опыта работы зимних периодов установлен регламент действий персонала при наступлении экстремальных погодных условий, а именно:

  1. понижение температуры воздуха до —30 °С и ниже;
  2. усиление ветра до скорости 25 м/сек и более;

образование гололеда или налипание мокрого снега на проводах контактной сети, линиях электропередачи, на деревьях с возникновением угрозы падения их на воздушные линии в охранных зонах высоковольтных линий электропередачи;

  1. автоколебания проводов контактной сети и ВЛ.

В экстремальных погодных условиях проводят мониторинг метеорологической обстановки на местах через дежурных линейных подразделений дистанций электроснабжения.
Принимают меры к устранению выявленных отступлений.
При наступлении гололеда:

  1. организовывают на ЭЧК выезды на линию ССПС, оборудованного установками МОГ;
  2. передают заявку в локомотивное депо на оборудование ЭПС вибропантографами, пневмобарабанами и обеспечивают выезд на линию;
  3. совместно с ЭЧЭ и ЭЧК собирают схемы плавки гололеда или профподогрева контактных проводов;

При автоколебаниях проводов контактной сети:

  1. через ДНЦ, ДСП энергодиспетчер поддерживает связь и получает информацию от локомотивных бригад ЭПС;
  2. организовывает объезд контактной сети для осмотра из кабины электровоза (электросекции), делает доклад ЭЧ, ЭЧЦ о характере и протяженности автоколебаний проводов и принятием мер по их устранению;
  3. через энергодиспетчера дистанции электроснабжения (при необходимости) выдают предупреждения об уменьшении скорости движения поездов или о проследовании ЭПС с опущенными токоприемниками.
 
« Плавка гололеда на проводах   Положение контактного провода »
железные дороги