передвижная тяговая подстанция

Передвижные тяговые подстанции предназначены для обеспечения питания тяговой сети электрифицированных железных дорог при выходе из строя стационарных тяговых подстанций, а также могут быть использованы для временной замены при выводе в ремонт или аварийных отключениях преобразовательных агрегатов или трансформаторов подстанций. На ряде электрифицированных участков передвижные подстанции работают постоянно в качестве источников дополнительной мощности при росте тяговых нагрузок или для улучшения режима напряжения в тяговой сети. Таких подстанций эксплуатируется на сети дорог более тридцати. При необходимости они могут устанавливаться на перегоне между двумя стационарными подстанциями. Для этого они укомплектованы всем необходимым силовым оборудованием, и созданы условия для дежурного персонала, который может обслуживать подстанции при необходимости вахтовым методом. Это удорожает подстанции, но повышает их маневренность, быстроту ввода в работу на месте установки, возможность установки в местах отсутствия стационарных подстанций.
На рис. 1 показаны варианты выполнения тяговых подстанций постоянного тока на подвижном составе. Размещение оборудования на платформах производиться так, чтобы оно вписывалось в габарит подвижного состава и находилось в постоянной готовности к работе.
На рис. 1, а показан вариант выполнения одной из первых передвижных тяговых подстанций. На двухосной платформе 1 размещается РУ-10 (6) кВ и сглаживающий реактор РУ-3,3 кВ. На четырехосной платформе 2 устанавливаются преобразовательные (тяговые) трансформаторы. В вагоне 3 размещается полупроводниковый выпрямитель, а в вагоне 4 — оборудование двух фидеров контактной сети, фильтрустройство, стойки управления релейной защиты и автоматики, салон дежурного персонала.
На рис. 1, б приведен вариант передвижной тяговой подстанции с первичным напряжением 35 кВ. Оборудование РУ-35 кВ монтируется на четырехосной платформе 1. На платформе 2 и в вагонах 3 и 4 размещается оборудование аналогичное рис. 35, а.
На рис. 1, в показан вариант размещения подстанции такой как на рис. 1, а. Отличие заключается в применении полупроводникового выпрямителя наружной установки с естественным охлаждением, который устанавливается на платформе 3.
На рис. 1, г приведен вариант подстанции аналогичной показанной на рис. 1, б, но с использованием выпрямителя с естественным охлаждением, устанавливаемого на платформе 3.
На рис. 1, д приведен вариант выполнения тяговой подстанции на трех единицах подвижного состава: платформа 1 с трансформатором и РУ-10 кВ; платформа 2 с выпрямителем наружной установки; вагон 3 с оборудованием РУ-3,3 кВ, стойками релейной защиты и автоматики и салоном дежурного персонала.
Размещение передвижных тяговых подстанций постоянного тока
Рис. 1. Размещение передвижных тяговых подстанций постоянного тока на подвижном составе

Размещение передвижных тяговых подстанций переменного тока
Рис. 2. Размещение передвижных тяговых подстанций переменного тока па подвижном составе
На рис. 1, е в двух вагонах размещено оборудование постоянного тока: выпрямитель в вагоне 1 и оборудование РУ-3,3 кВ. Такая передвижная установка используется при необходимости произвести капитальный ремонт или замену выпрямителя подстанции. Подключается она к стационарному преобразовательному трансформатору.
Передвижные тяговые подстанции переменного тока выполняются на нескольких платформах, а также имеют один вагон-щитовую. В вагоне размещаются стойки управления, защиты и автоматики, общеподстанционной сигнализации и собственных нужд. В вагоне также имеется салон дежурного персонала.
На рис. 2, а приведен вариант выполнения одной из первых передвижных тяговых подстанций переменного тока. На двухосной платформе I располагается РУ-110 кВ; на шестиосной платформе-лафете 2 смонтирован специальный трехобмоточный трансформатор 110 кВ; на платформе 3 размещается оборудование собственных нужд и СЦБ, а на платформе 4 — оборудование РУ-27,5 кВ.
На рис. 2, б приведен вариант выполнения подстанции, аналогичной той, что на рис. 1, а, но по более новому проекту. Оборудование РУ-110 кВ располагается на четырехосной платформе 1, трансформатор — на шестиосной платформе 2, оборудование РУ-27,5 кВ — на платформе 3. Вагон в этом проекте предусмотрен четырехосный более объемный и комфортабельный.
На рис. 2, в приведен вариант выполнения передвижной подстанции со специальным трансформатором 220 кВ, располагающимся на платформе-лафете 2. Оборудование РУ-220 кВ монтируется на платформе 1, а РУ-27,5 — на платформе 3. Разрядники 220 кВ 5 устанавливаются вне платформы.
Питающие линии от передвижных подстанций постоянного и переменного тока к контактной сети выполняют, как правило, воздушными и подвешивают их на постоянных или временных опорах, а рельсовый фидер — либо воздушными, либо кабельными. Питающие линии от передвижного трансформатора к нетяговым потребителям выполняются воздушными. Все оборудование передвижных подстанций заземляется на металлические рамы подвижного состава.