Главная >> Электроснабжение >> Машинисту о контактной сети

Опоры - Машинисту о контактной сети

Оглавление
Машинисту о контактной сети
Секционирование
Защитные заземления, рельсовая сеть
Поездная радиосвязь
Опоры
Поддерживающие устройства линий
Провода и тросы контактной сети
Изоляторы контактной сети
Контактные подвески
Сопряжения анкерных участков
Фиксаторы
Контактная сеть на станциях и в искусственных сооружениях
Секционные изоляторы и разъединители
Проход контактной подвески над и под искусственными сооружениями
Отбойники на мостах
Высота подвески в искусственных сооружениях
Взаимодействие токоприемника и контактной подвески
Изнашивание контактного провода и токосъемных элементов
Токосъем в тяжелых метеорологических условиях
Особенности токосъема при повышенных массе и скорости движения поезда
Отказы контактной сети и ее восстановление
Пропуск электроподвижного состава при временном восстановлении сети
Аварийные ситуации из-за неисправностей токоприемников
Техника безопасности

ОПОРЫ И ПОДДЕРЖИВАЮЩИЕ УСТРОЙСТВА.
ПРОВОДА. ИЗОЛЯТОРЫ
Опоры контактной сети являются одним из основных устройств контактной сети и предназначены для поддержания на заданной высоте проводов контактной подвески, усиливающих и питающих линий. На этих же опорах подвешивают провода системы ДПР, волноводы и некоторые другие провода, располагаемые, как правило, с нолевой стороны опор.
Опоры подразделяют как по назначению, так и но типу установленных на них поддерживающих устройств.
Забегая вперед, следует сказать, что на магистральных электрических железных дорогах контактная подвеска выполнена в виде следующих один за другим анкерных участков длиной обычно около 1,5 км (рис. 7). По концам анкерных участков контактные подвески этих участков «заходят» одна за другую на 2-3 пролета для возможности плавного перехода токоприемника с провода на провод; эта часть контактной сети, где в зоне каждого пути располагаются две контактные подвески, называется сопряжением анкерных участков.
Опоры 3, предназначенные для подвешивания на них одной контактной подвески, называются промежуточными, а опоры 2 для поддержания двух контактных -подвесок на сопряжениях анкерных участков — переходными. Опоры 1, которые предназначены не только для подвешивания контактной подвески, но и для закрепления (анкеровки) концов се проводов, называются анкерными. Небольшое распространение имеют фиксирующие опоры, которые не несут нагрузок от массы проводов и предназначены только для изменения направления проводов в плане, например на кривых и в зонах стрелок на станциях. Устройства, посредством которых контактные подвески подвешены к опорам, называются поддерживающими устройствами.

В зависимости от местных условий, среди которых основными являются число контактных подвесок, приходящееся на одну опору, а также расстояние между опорой и ближайшей к ней контактной подвеской, применяют различные поддерживающие устройства: консоли, ригели (горизонтальные фермы жестких поперечин), поперечные тросы (тросы гибких поперечин).

Промежуточная консольная опора
Рис. 8. Промежуточная консольная опора:
1 — опора; 2 — консоль, 3 — фиксаторный кронштейн
По типу примененных поддерживающих устройств опоры подразделяют на консольные, опоры жестких поперечин и опоры гибких поперечин.
Самым легким из числа поддерживающих контактные подвески являются промежуточные консольные опоры (рис. 8). Они рассчитаны на вертикальные нагрузки от массы проводов контактной подвески, других проводов и гололедо- изморозевых образований на проводах, а также на горизонтальные нагрузки, определяемые воздействием ветра на провода и сами опоры. Примерно вдвое мощнее переходные опоры, поскольку они поддерживают две контактные подвески; эти опоры испытывают также горизонтальные усилия, определяемые изменением направления проводов, отходящих на анкеровки.
Значительно более мощными, являются анкерные опоры, которые, кроме указанных вертикальных нагрузок, воспринимают нагрузки от натяжения проводов контактной подвески. В некоторых случаях анкерные опоры не оборудуют поддерживающими устройствами, т. е. предназначают только для анкеровки проводов. Большие нагрузки испытывают также опоры жестких и, особенно, гибких поперечин, поскольку они поддерживают контактные подвески многих путей.
В настоящее время промежуточные, переходные и анкерные опоры, а также опоры жестких поперечин выполняются железобетонными.

Горизонтальную нагрузку от натяжения проводов контактной подвески и поэтому снабжают анкерными оттяжками, состоящими из заложенного в землю железобетонного анкера и тяг, соединяющих его с опорой (рис. 9); при обрыве анкерной оттяжки реально разрушение такой опоры.
вид анкерной опоры с оттяжкой
Рис. 9. Общий вид анкерной опоры с оттяжкой;
1 — опора, 2 — анкерная оттяжка

Опоры гибких поперечин, а иногда и анкерные опоры, изготовляют решетчатыми из уголковой стали. Такие металлические анкерные опоры являются самонесущими и анкерными оттяжками не оборудуются; характерным для них являются значительные размеры в основании, особенно в направлении горизонтальных усилий от натяжения проводов.
Железобетонные опоры сейчас изготовляют  бетонного типа, т. е. с предварительным напряжением арчапры из стальных высокопрочных проволок (натянутых как струны). Все высокие прочностные качества таких опор по сравнению с опорами с ненапряженной арматурой объясняются неспособностью бетона сопротивляться большим растягивающим нагрузкам. Действительно, если начать растягивать железобетонную трубу с предварительно ненапряженной арматурой, трещины в бетоне появятся раньше, чем исчерпываются возможности арматуры.
В струнобетонных опорах, при изготовлении которых арматура сильно натягивается до начала бетонирования, бетон до приложения эксплуатационной нагрузки работает на сжатие. После приложения такой нагрузки при некоторой деформации арматуры происходит лишь уменьшение сжимающих напряжений в бетоне, и трещины не появляются. В результате этого исключается интенсивная коррозия, арматуры.
Консольные железобетонные опоры раньше изготовляли двутаврового и кольцевого сечений. Сейчас в основном изготовляют струнобетонные конические центрифугированные опоры кольцевого сечения.
Опоры длиной 13,6 м устанавливают в грунт, как правило, без фундаментов (рис. 10,а), длиной 10,8 м — с применением фундаментов стаканного типа (рис. 10,6). В отдельных случаях, например на высоких насыпях, опоры длиной 10,8 м устанавливают на сваях.
Опоры контактной сети нормально должны располагаться вертикально или с небольшим наклоном в сторону, противоположную действию основных нагрузок. Если же опора получила 16 При этом анкерные опоры не рассчитывают на наклон в обратную сторону (заметный из кабины движущегося локомотива), а это бывает следствием пучины, изгиба стоек металлической опоры путевым механизмом, смещения анкера оттяжки и других причин, машинисту или другому лицу, обнаружившему наклон, необходимо об этом срочно сообщить по рации дежурному по ближайшей станции, указав номер опоры. Это позволит эксплуатационному персоналу своевременно принять необходимые меры и тем самым предотвратить возможную аварию.
Закрепление в грунте конических    опор
Рис. 10. Закрепление в грунте конических нераздельной (а) и раздельной с фундаментом (б) опор: Г — габарит опоры



 
« Масляный выключатель   Метод сечения графика при расчете электроснабжения »
железные дороги