Главная >> Электроснабжение >> Машинисту о контактной сети

Защитные заземления, рельсовая сеть - Машинисту о контактной сети

Оглавление
Машинисту о контактной сети
Секционирование
Защитные заземления, рельсовая сеть
Поездная радиосвязь
Опоры
Поддерживающие устройства линий
Провода и тросы контактной сети
Изоляторы контактной сети
Контактные подвески
Сопряжения анкерных участков
Фиксаторы
Контактная сеть на станциях и в искусственных сооружениях
Секционные изоляторы и разъединители
Проход контактной подвески над и под искусственными сооружениями
Отбойники на мостах
Высота подвески в искусственных сооружениях
Взаимодействие токоприемника и контактной подвески
Изнашивание контактного провода и токосъемных элементов
Токосъем в тяжелых метеорологических условиях
Особенности токосъема при повышенных массе и скорости движения поезда
Отказы контактной сети и ее восстановление
Пропуск электроподвижного состава при временном восстановлении сети
Аварийные ситуации из-за неисправностей токоприемников
Техника безопасности

Для обеспечения надежной работы защиты от токов короткого замыкания и безопасности обслуживающего персонала и других лиц, которые могут прикоснуться к опорам и другим устройствам, расположенным вблизи контактной сети и оказавшимся под напряжением вследствие пробоя изоляции, на контактной сети применяют защитные заземления. Заземлению подлежат металлические опоры контактной сети, консоли, кронштейны, анкерные оттяжки на железобетонных и деревянных опорах или неметаллических искусственных сооружениях, а также все металлические конструкции (мосты, путепроводы, светофоры, отдельно стоящие опоры, прожекторные мачты, крыши зданий и др.), расположенные от находящихся под напряжением проводов и других элементов контактной сети на расстоянии менее 5 м в плане.
Защитные заземления присоединяют к тяговым рельсам или к средним точкам путевых дроссель-трансформаторов. Их подразделяют на индивидуальные и групповые.
Индивидуальные заземления устраивают на каждом заземляемом устройстве и выполняют стальным прутком диаметром не менее 12 мм на линиях постоянного тока и 10 мм —переменного. Этот пруток присоединяют к заземляемой конструкции болтами или сваркой, к рельсу — с помощью крюковых болтов, захватываемых за его подошву, к дроссель-трансформаторам — соединительными зажимами (при двух трансформаторах) или болтами (при одном трансформаторе).
При выполнении заземлений для уменьшения блуждающих токов, а также для обеспечения надежной работы автоблокировки и возможности контроля целости рельсов в них включают искровые промежутки. Основным элементом искрового промежутка является изолирующая (слюдяная) прослойка, заключенная между двумя контактными шайбами, одна из которых соединена с концом прутка, проложенного к заземляемой конструкции, а другая —с концом прутка, присоединенного к рельсу. В нормальных условиях заземляемая конструкция и рельс изолированы друг от друга, они соединяются между собой лишь тогда, когда, оказавшись под определенным напряжением (например, вследствие пробоя изолятора контактной сети), искровой промежуток пробивается. В результате в этом месте образуется надежная цепь «контактная сеть—рельс», не снижающая благодаря своему малому сопротивлению ток короткого замыкания, и быстродействующие аппараты на подстанции прерывают этот ток.
Консольные опоры на перегонах заземляют на ближайший рельс, поскольку там оба рельса являются тяговыми. При этом опоры, расположенные с одной стороны путей, в пределах каждого блок-участка заземляют на одну и ту же рельсовую нить, чтобы в любых условиях (например, при заземлении контактной сети на нескольких опорах для выполнения работ) исключалось соединение рельсовых цепей через контактную сеть. На станциях с однониточными рельсовыми цепями заземления таких опор присоединяют к ближайшему тяговому рельсу.
Жесткие и неизолированные гибкие поперечины для исключения перетекания по ним обратного тягового тока и нарушений работы устройств СЦБ заземляют только с одной стороны.
Групповым заземлением осуществляется заземление нескольких опор одним общим тросом, спускаемая часть которого присоединена к среднему выводу ближайшего установленного ранее или специально установленного для этого дроссель-трансформатора. С целью предотвращения образования блуждающих токов трос группового заземления в нормальных условиях, т. е. при хорошем состоянии изоляторов контактной сети, не должен быть соединен с рельсами. Это достигается обычно включением в спускаемый провод заземления полупроводниковых вентилей — кремниевых диодов.
Как было сказано выше, составной частью электротяговой сети является рельсовая сеть. Протекание тока по ходовым рельсам, имеющим значительное электрическое сопротивление, вызывает в них падение напряжения; вследствие этого рельсы оказываются под некоторым потенциалом относительно земли. В то же время изоляционные свойства шпал и балласта крайне низки. В силу этого часть тяговых токов из рельсов ответвляется и течет по земле и металлическим подземным сооружениям — трубопроводам, оболочкам кабелей и т. д. В местах выхода этих токов, называемых блуждающими, из подземных сооружений происходит электролиз, вызывающий на дорогах постоянного тока коррозию этих сооружений и их последующее разрушение.
При положительной полярности контактной сети постоянного тока места стекания блуждающих токов с подземных сооружений (так называемые анодные зоны) расположены вблизи тяговых подстанций. При отрицательной полярности анодные зоны перемещаются вдоль пути вместе с движущимся э. п. с. Из сопоставления этих вариантов нетрудно заключить, что положительная полярность сети более целесообразна, потому что принять специальные меры по защите подземных сооружений от коррозии в одном месте (в зоне тяговой подстанции) гораздо проще, чем вдоль всей линии.

Именно поэтому на контактной сети наших дорог постоянного тока повсеместно принята положительная полярность.



 
« Масляный выключатель   Метод сечения графика при расчете электроснабжения »
железные дороги