Главная >> Электроснабжение >> Машинисту о контактной сети

Техника безопасности - Машинисту о контактной сети

Оглавление
Машинисту о контактной сети
Секционирование
Защитные заземления, рельсовая сеть
Поездная радиосвязь
Опоры
Поддерживающие устройства линий
Провода и тросы контактной сети
Изоляторы контактной сети
Контактные подвески
Сопряжения анкерных участков
Фиксаторы
Контактная сеть на станциях и в искусственных сооружениях
Секционные изоляторы и разъединители
Проход контактной подвески над и под искусственными сооружениями
Отбойники на мостах
Высота подвески в искусственных сооружениях
Взаимодействие токоприемника и контактной подвески
Изнашивание контактного провода и токосъемных элементов
Токосъем в тяжелых метеорологических условиях
Особенности токосъема при повышенных массе и скорости движения поезда
Отказы контактной сети и ее восстановление
Пропуск электроподвижного состава при временном восстановлении сети
Аварийные ситуации из-за неисправностей токоприемников
Техника безопасности

ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РАБОТАХ НА КОНТАКТНОЙ СЕТИ И ОСМОТРАХ ТОКОПРИЕМНИКОВ
Работы на контактной сети выполняются на проводах или устройствах, находящихся под высоким напряжением или вблизи их; кроме того, большинство работ производится на путях в условиях движения поездов и почти все работы — на высоте. Все это определяет известную опасность для обслуживающего персонала и поэтому требует знания и строгого соблюдения установленных правил безопасности.
Особую опасность для работающего представляет высокое напряжение, поскольку оно не обладает какими-либо внешними признаками. Более того, на участках переменного тока отключенные от источника питания (например, выключением секционного разъединителя) провода также оказываются под высоким напряжением, наведенным в них в результате электромагнитного влияния проводов, находящихся под рабочим напряжением. Именно поэтому к обслуживанию контактной сети допускаются только специально подготовленные лица, ясно представляющие опасность воздействия электрического тока и знающие правила, которые исключают возможность протекания тока через человека, а также способы оказания первой помощи пострадавшему.
Безопасность работ обеспечивается выполнением Правил техники безопасности и производственной санитарии при эксплуатации контактной сети электрифицированных железных дорог и устройств электроснабжения автоблокировки, утвержденных МПС и ПК профсоюза рабочих железнодорожного транспорта. В ряде случаев на дорогах для повышения безопасности разрабатывают и утверждают местные, дополнительные инструкции, не противоречащие положениям указанных Правил, но учитывающие некоторые особенности выполнения работ в тех или иных конкретных условиях.

Все работы на контактной сети, воздушных линиях и связанных с ними устройствах, в отношении мер безопасности подразделяются на 5 категорий: с полным снятием напряжения; с частичным снятием напряжения; под напряжением; вблизи частей, находящихся под напряжением; вдали от частей, находящихся под напряжением.
Работой с полным снятием напряжения считается такая, при которой все расположенные в границах ее выполнения провода и устройства отключены разъединителями контактной сети или на тяговых подстанциях и заземлены, а также исключена всякая возможность приближения но поддерживающим устройствам, общим для нескольких секций контактной сети (например, по ригелям, тросам гибких поперечин), к частям, находящимся под напряжением.
Заземление контактной сети обеспечивается установкой на ней исполнителями работы необходимого числа заземляющих штанг. При установке заземляющей штанги (рис. 93) сначала закрепляют на тяговом рельсе ее заземляющий зажим (башмак), а затем путем прикосновения острием стержня к фиксатору или струне (т. е. к элементу, поджог которого электрической дугой, которая может возникнуть, если в сети есть напряжение, наименее опасен) убеждаются по отсутствию искры в действительном снятии напряжения. Лишь после этого заземляющую штангу завешивают крюком на контактный провод.
С частичным снятием напряжения считается такая работа, при которой в ее границах отключены и заземлены только те провода, непосредственно на которых будет выполняться работа; при этом не исключена возможность приближения (например, но общим поддерживающим устройствам) на расстоянии менее 2 м к элементам, находящимся под рабочим или наведенным (на линиях переменного тока) напряжением.
Работа под напряжением производится без снятия рабочего или наведенного напряжения. Выполнение этой работы возможно с использованием изолирующих съемных вышек, изолированных площадок автодрезин и автомотрис и изолирующих приставных лестниц, которые изолируют работающих на них от заземленных устройств (рельсов).
Подъем людей (на съемную вышку не более 2 чел., на рабочую площадку автодрезины — не более 3 чел.) производится поочередно, причем первый из поднимающихся должен убедиться, что рабочая площадка не касается ни одного элемента контактной сети, а каждый последующий — также и в том, что сети не касаются и ранее поднявшиеся люди. После подъема всех работающих на площадку производится завеса на контактную сеть двух шунтирующих штанг, провода которых присоединены к полу рабочей площадки (рис. 94).

Рис. 93. Заземляющая штанга:
Заземляющая штанга
1 — деревянная или стеклопластиковая труба; 2 — заземляющий провод, 3 — дюралюминиевая труба; 4 — крюк, 5 — пружина, 6 — стержень; 7 — затемняющий нажим (башмак); 8 — блокировочный ключ- рукоятка
Изолирующая съемная вышка
Рис. 94. Изолирующая съемная вышка:
1 — заземляющий пояс, 2 — лестница. 3 — раскос, 4 — рабочая площадка, 5 — шунтирующая штанга

Благодаря этому через человека, работающего наверху, не может пройти опасный ток в случае перекрытия изолирующей части съемной  вышки или дрезины, например при падении отрезка проволоки. Находящимся «на земле» не разрешается прикасаться к изолирующим частям (полимерным или деревянным стойкам лестниц) съемной вышки или изоляторам дрезины, а тем более к самой рабочей площадке.

Работой вблизи частей, находящихся под напряжением, считается такая, при которой работающий, находясь на постоянно  заземленной конструкции, имеет возможность приблизиться через инструмент или неизолированные приспособления к частям контактной сети, остающимся под рабочим или наведенным напряжением, на расстояние менее 2 м, но не менее 0,8 м при постоянном токе и 1 м при переменном токе.
Работой вдали от частей, находящихся под напряжением, считается такая, при которой в ее границах исключена возможность приближения работающего к частям под напряжением на расстояние менее 2 м.
В темное время суток с освещением места работ фонарями разрешены работы только с полным снятием напряжения или вдали о г частей, находящихся под напряжением. В тех же случаях, когда освещение обеспечивает видимость изоляторов и проводов на расстояние не менее 50 м и работой руководит начальник дистанции контактной сети или электромеханик, допускается также выполнение работ с частичным снятием напряжения и вблизи частей, находящихся под напряжением.
Включение и отключение разъединителей, в частности, для обеспечения работ на контактной сети производятся по специальным приказам энергодиспетчера. При этом после каждого переключения лицо, производившее его, дает энергодиспетчеру соответствующее уведомление. Исключение составляют лишь переключения разъединителей контактной сети электродепо, пунктов технического обслуживания локомотивов и экипировочных устройств (где допускается подъем людей на крыши э.п.с. при снятом напряжении), которые производятся персоналом служб локомотивного хозяйства без приказа энергодиспетчера.
Многие работы по обслуживанию и ремонту контактной сети выполняются со съемных изолирующих вышек в условиях нормального движения поездов. Для обеспечения возможности своевременного схода людей с вышки и съема вышки с путей при приближении поезда, а также для остановки поезда, если снять вышку нельзя, место работ ограждают специально выделяемыми сигналистами. Во время работ на перегонах или главных путях станций сигналисты отходят от съемной вышки в обе стороны на расстояние тормозного пути поезда, которое зависит от установленной на участке наибольшей скорости движения, профиля пути и характеристик подвижного состава. На участках со скоростями движения до 160 км/ч это расстояние находится в пределах 1000—1700 м. В условиях плохой видимости между вышкой и основными сигналистами выставляют дополнительных сигналистов.
Сигналисты поддерживают постоянную связь (видимую или посредством переносных радиостанций) с руководителем работ, находящимся у съемной вышки. При появлении поезда сигналист подает сигнал руководителю и следит за съемом вышки. Если по условиям работы вышка не может быть снята с пути, о чем сигнализирует руководитель, сигналист принимает меры к остановке поезда.
На станционных путях, кроме главных, сигналисты находятся на расстоянии 50 м от съемной вышки. Для повышения безопасности работ в этих сложных условиях о каждом приближении поезда к пышке дежурный но станции или парку, заранее поставленный в известность о месте работы бригады, оповещает ее по громкоговорящей связи.
Осмотры токоприемников на крышах э.п.с. переменного и постоянного тока производят со снятием напряжения с контактной сети и при ее заземлении. В подавляющем числе депо заезд электровозов на канавы производится на низком напряжении и эти канавы воздушной контактной сетью не оборудованы. На тех же канавах, где заезд э.п.с. (в основном электропоездов) производится на высоком напряжении, для возможности осмотра токоприемников напряжение с контактной сети канав снимает дежурный но депо, производя отключение разъединителя, относящегося к канаве, на которой необходимо подняться на крышу э.п.с. Разъединители должны быть оборудованы заземляющими ножами, благодаря чему после снятия напряжения с контактной сети происходит ее заземление. При снятии напряжения с контактной сети канавы красные лампы световой сигнализации гаснут и загораются зеленые.
Во избежание случайной или ошибочной подачи напряжения рукоятку ручного привода в выключенном положении закрывают крышкой, которую запирают на замок; ключ от этого замка хранится у дежурного по депо. Висячие замки разъединителей имеют разные ключи, чтобы исключить ошибочные действия дежурного.
Подача высокого напряжения на контактную сеть канавы производится дежурным по депо или другим, специально выделенным работником только для въезда э.п.с., проверки работы электрооборудования и выезда э.п.с. В остальное время напряжение должно быть снято. Каждая подача напряжения для выезда э.п.с. из депо производится дежурным по получении соответствующей заявки от машиниста, который предварительно убеждается в отсутствии людей на крыше или под локомотивом.
Правила техники безопасности при осмотре токоприемников на пунктах экипировки и технического обслуживания локомотивов аналогичны правилам при осмотре их в условиях депо. Однако участок контактной сети над экипировочным устройством. отделенный от других участков сети секционными изоляторами, в отличие от контактной сети депо нормально находится под напряжением, а обесточивание и заземление его специально уполномоченные на это лица производят только на время экипировки и осмотра крышевого оборудования.
Для исключения возможности перехода людей с продольных стационарных площадок на крышу э.п.с., когда напряжение с контактной сети экипировочного пункта не снято, дверцы площадок оборудованы электромагнитными замками, сблокированными с соответствующими разъединителями; замки заперты при включенном положении разъединителя. Такие же блокировки применяют теперь и во многих депо на лестницах для под нема на крыши э.п.с.
При необходимости подъема на крышу для закрепления токоприемника, поврежденного при следовании локомотива по перегону или станции, машинист должен потребовать через дежурного по станции снятия напряжения с контактной сети и ее заземления. Снятие напряжения обеспечивает энергодиспетчер, а заземление сети по его приказу — работник дистанции контактной сети, прибывший на место повреждения.
Во всех случаях, когда проверку состояния токоприемников производят работники, обслуживающие контактную сеть, они должны предъявлять машинисту свои удостоверения на право производства работ на контактной сети. Работники контактной сети могут подняться на крышу э.п.с. вместе с машинистом только после заземления контактной сети и перевода всех токоприемников в опущенное положение.
Машинисту и его помощнику нужно всегда помнить, что оборванные провода, а также отрезки проволоки и оборванные провода других линий, оказавшиеся на контактной сети и свисающие с нее, представляют большую опасность для жизни людей, находящихся на железнодорожных путях. Поэтому в случае обнаружения таких проводов они должны немедленно сообщить об этом дежурному по станции для последующей передачи энергодиспетчеру.
Если имеется возможность, например при остановке локомотива, то место обрыва провода контактной сети или свисающего с нее другого провода необходимо оградить, чтобы никто не мог подойти к нему на расстояние менее 10 м. В том случае, если машинист, его помощник или другое лицо окажутся от провода ближе чем на 10 м, выходить из опасной зоны нужно небольшими шагами (менее 0,1 м) или прыгая на одной ноге, чтобы не оказаться под опасным значением шагового напряжения.
Локомотивной бригаде нельзя забывать, что на линиях переменного тока все незаземленные провода и длинномерные металлические предметы в зоне железной дороги находятся под опасным наведенным напряжением, и в случае прикосновения к ним через человека пройдет разрядный ток. Поэтому прикосновение к таким предметам и устройствам, в частности к крышевым шинам электровозов при опущенных токоприемниках, без надежного заземления их недопустимо.



 
« Масляный выключатель   Метод сечения графика при расчете электроснабжения »
железные дороги