Главная >> Электроснабжение >> Контактный провод

Контактный провод

Контактный провод — основной или единственный провод контактной подвески, осуществляющий непосредственный контакт с токоприёмниками ЭПС в процессе токосъёма. Различают одинарный контактный провод и двойной, составленный из двух проводов (правого и левого), входящих в одну контактную подвеску. Двойной контактный провод используют обычно для улучшения качества токосъёма при силе тока, снимаемого токоприёмниками, св. 1000 А. Впервые контактный провод был применён в 1881 в Германии Э. В. Сименсом (Е. W. Siemens). Этот контактный провод представлял собой медную трубку с прорезью, внутри которой перемещался контактный элемент, связанный гибким проводом с электрическое повозкой. Позднее стали применять контактный провод с профилем сечения в виде восьмёрки. В начале 20 в. профиль сечения К. п. приобрёл форму, близкую к современной: сплошное сечение с двумя боковыми продольными пазами в верх, части (головке), служащими для закрепления на контактный провод арматуры контактной сети. В России и Болгарии размеры головки контактного провода (рис. 1) одинаковы для различных площадей сечения; в др. странах размеры головки зависят от площади сечения.


Для повышения ветроустойчивости контактной сети используют овальный широкий контактный провод (рис. 2), имеющий хорошие аэродинамической характеристики.
В нашей стране контактные провода маркируют буквами и цифрами, обозначающими материал, профиль и пл. сечения в мм2, например МФ-150 — медный фасонный, пл. сечения 150 мм2. Площадь сечения контактного провода, применяемого на отечественных железных дорог,— 85, 100, реже — 150 мм2, за рубежом — от 65 до 194 мм2. К. п. обычно изготовляют из электролитической меди. На первых электрическое ж. д. в 20-х гг. (Великобритания, США) применяли контактный провод из бронзы, который допускал более высокое натяжение, чем медный, Это свойство было важно для улучшения качества токосъёма при некомпенсированных цепных контактных подвесках, которые монтировались тогда в этих странах.  бронзового медно-кадмиевого контактного провода в 2—2,5 раза выше, чем медного. Однако бронзовые контактные провода дороже медных, а их электрическое сопротивление выше. Целесообразность применения бронзового контактного провода определяется технико-экономических расчётом. В ряде стран (Германия, Австрия, Япония и др.) наряду с чисто медным К. п. выпускают низколегированный медный контактный провод с присадками серебра, олова, которые повышают термо- и износостойкость провода. Биметаллической стали медный контактный провод (рис. 3), который выпускали через изоляторы на кронштейнах, прикреплённых к деревянным шпалам шурупами (рис. 1), а к железобетонным плитам или шпалам — закладными болтами.

медный контактный провод
медный контактный провод сечением 100 мм2


биметаллический контактный провод

В нашей стране комбинированный сталеалюминиевый контактный провод (контактная часть — стальная, рис. 4) применяют в огранич. размерах.

комбинированный сталеалюминиевый контактный провод
Контактный провод называют  иногда «троллей», «троллейный провод» (нерекомендуемые термины).

 
« Контактная сеть   Контактный рельс »
железные дороги