Грозозащита

Грозозащита — комплекс мероприятий и технических средств, предохраняющих здания, сооружения, а также электротехнического оборудование устройств электроснабжения и линий СЦБ от повреждений при прямых ударах молнии и грозовых перенапряжениях.
Грозозащита устройств электроснабжения на тяговой подстанции (ТП) осуществляется стержневыми молниеотводами, а подходы ЛЭП переменного тока — грозозащитными тросами и трубчатыми разрядниками, подключаемыми к линии вблизи ТП. Молниеотводы устанавливают на металлической конструкциях открытых распределительных устройств переменного тока напряжением 110 кВ и выше, присоединяя их к общему заземляющему контуру. Грозовые перенапряжения, возникающие на ТП постоянного тока со стороны тяговой сети, ограничивают вентильными разрядниками, подключая их к каждой питающей линии со стороны контактной сети и к шинам ТП. Оборудование ТП переменного тока со стороны контактной сети защищают вентильными и трубчатыми разрядниками. Для ограничения распространения макс. перенапряжений вдоль контактной сети на опорах монтируют роговые и трубчатые разрядники, заземляя их на рельсы. Уменьшение отрицательного влияния на движение поездов отключений устройств тягового электроснабжения при грозовых перенапряжениях достигается применением автоматического повторного включения (АПВ).
Грозозащита высоковольтных линий СЦБ направлена на предотвращение возникновения при разрядах молнии электрическое дуги, продолжительное горение которой обычно вызывает отключение линии макс. токовой защитой. Эффективно, например, применение дерев, опор и траверс. При этом расстояние между фазами по поверхности изоляторов и дереву достаточно велико, градиент рабочего напряжения имеет небольшое значение (примерно 10—15 кВ/м), следовательно, электрическое дуга возникает лишь при прямых ударах молнии. Индуцированные перенапряжения практически не вызывают повреждения изоляции высоковольтной линии. При использовании ж.-б. опор расстояние по поверхности изоляторов между фазами, а особенно между фазой и землёй, значительно меньше (из-за особенностей конструкции), вследствие чего повреждения происходят не только при каждом прямом ударе молнии, но часто и при индуцированных перенапряжениях. Эффективной мерой уменьшения числа длительных отключений линий автоблокировки (особенно на ж.-б. опорах) из-за грозовых перенапряжений является также АПВ.
Защита от грозовых перенапряжений отд. элементов линии (кабельных вставок, линейных трансформаторов и др.) обеспечивается установкой в непосредственной близости к ним вентильных разрядников. При этом сопротивления элементов цепи заземления (разрядников и др.) должны быть такими, чтобы падения напряжения, вызываемые стекающими токами молнии, не превышали допустимых для каждого из этих элементов значений.

 
« Гололед на контактной сети   Двухфазная система питания »
железные дороги